Столичные застройщики, а также производители сухих строительных смесей и бетона обвинили цементные предприятия в необоснованном завышении цен и переориентации на экспорт.

Последние опровергают эти обвинения, выставив оппонентам встречные претензии. Наблюдатели констатируют, что это является лишь началом масштабного противостояния, которое в разгар лета может вылиться в жесткий дефицит этого строительного материала.

Еще два года назад производители цемента жаловались на недозагруженные мощности и невысокий спрос на их продукцию. В нынешнем же году ситуация кардинально поменялась — на рынке наблюдается дефицит. По словам вице-президента ХК «Киевгорстрой» Валерия Можара, в начале апреля строительная организация испытывала нехватку данного материала, в результате чего два предприятия, входящие в состав холдинга, оказались на грани остановки.

«Мы были вынуждены одалживать цемент у других строительных организаций», — говорит начальник отдела снабжения холдинга Людмила Серова. Помимо застройщиков с дефицитом столкнулись бетонщики и производители сухих строительных смесей. Как рассказал «ДС» начальник отдела снабжения сырьем компании «Форум ДС» Владимир Новиков, из-за нехватки стройматериала ряд небольших бетонных заводов вынуждены были остановиться. О перебоях с поставками говорят и в «Фабрике строительных смесей «Будмайстер».

«Цемент постоянно задерживают на три-четыре дня. Хотя об остановке производства речь пока не идет, мы находимся в подвешенном состоянии», — жалуется начальник отдела закупок компании Ирина Соколова-Роша.

Такая ситуация логично привела к росту цен. Застройщики утверждают, что с начала нынешнего года этот материал подорожал на 23% — с 365 до 450 грн. за т. В «Фабрике строительных смесей «Будмайстер» добавили, что 23 апреля цементные заводы снова подняли свои расценки на 20%, что привело к подорожанию производных продуктов.

«Доля цемента в конечной стоимости смесей в зависимости от их состава колеблется от 20 до 50%. В результате выпущенные в Украине продукты подорожали с начала года на 15–40%», — сообщила руководитель отдела маркетинга компании «Хенкель Баутехник (Украина)» Ольга Ступина.

Одной из наиболее муссируемых на рынке версий данной тенденции потребители называют переориентацию целого ряда цементных заводов на экспорт, а причиной роста цен они считают непомерные аппетиты компаний, которые, создав искусственный дефицит, решили повысить свою рентабельность. Сами же цементники эти заявления опровергают. По словам директора «Евроцемент груп-Украина» (контролирует ОАО «Балцем» и ОАО «Краматорский цементный завод — Пушка») Демиса Гальчева, по итогам 2006 г. в Украине было произведено 13,6 млн т цемента, тогда как внутренний рынок потребил 12,3 млн т. «По прогнозам специалистов, в этом году местные заводы совместными усилиями выпустят 16 млн т, из которых на украинский рынок придется чуть более 14 млн т. Таким образом, говорить о дефиците пока рано», — заявил он, дополнив при этом, что потребители сами усложняют ситуацию, поскольку в процессе отгрузки материала они зачастую хотят получить больше, нежели заказывали.

«Производство цемента имеет свой технологический процесс, ускорить который по желанию потребителя невозможно», — поведал г-н Гальчев. Согласен с ним и начальник управления маркетинга ассоциации «Укрцемент» Владимир Савченко, по словам которого подорожание энергоносителей заставило производителей строительного материала планировать свою работу более тщательно. «За газ, подорожавший за год в 2,2 раза, необходимо делать предоплату, поэтому завод закупает его ровно столько, сколько необходимо для выпуска уже заказанного цемента», —отметил он.

На предприятиях говорят, что по этой же причине были вынуждены поднять расценки на свою продукцию. Еще одной причиной срыва поставок данного материала является снижение объемов резервирования цементниками из-за возросшей загрузки заводов.

Впрочем, эксперты считают, что жесткого дефицита цемента нынешним летом, когда потребление вырастет в разы, все равно не избежать. Даже если не учитывать наметившееся противостояние между его производителями и потребителями, то свою лепту внесет ухудшающаяся из года в год ситуация с железнодорожными вагонами.

«По прогнозам специалистов, в этом году их дефицит составит 20%. Нехватку мы ощущаем уже сейчас», — сказал Демис Гальчев. Единственным разрешением сложившейся ситуации является самостоятельная доставка этого стройматериала с украинских заводов другими видами транспорта и создание запасов.

Елена Журавская

add company