Показатель насыщения Киева торговыми площадями на 1000 жителей составляет 126 кв. м. Для сравнения: в Москве это 605 кв. м, в Варшаве – 740 кв. м

По словам генерального директора Украинской Торговой Гильдии (УТГ) Вадима Непоседова, рынок торговой недвижимости в столице вышел на новый уровень. «Вместо продажи проектов собственники стали продавать уже работающие торговые и торгово-развлекательные центры, полностью заполненные арендаторами. Так были реализованы «Пирамида» и другие ТЦ», - говорит он. Как рассказали газете «СЕЙЧАС» в пресс-службе УТГ, «покупкой объектов торговой недвижимости в Украине сегодня интересуются как иностранные компании, так и отечественные торговые марки, имеющие в своей собственности известные бренды». ТМ платят высокую арендную плату в престижных ТРЦ, однако владельцы центров не торопятся передавать торговые площади в собственность. До сих пор в Киеве реализовывались ТРЦ целиком, и это было по карману лишь иностранным компаниям. Профильные эксперты полагают, что новое предложение должно заинтересовать в первую очередь отечественных инвесторов.

Эксперты рынка отмечают, что предложение о продаже части ТРЦ «Караван» может быть интересно как иностранным, так и украинским компаниям. «Продажа части ТРЦ станет новой тенденцией на рынке», - заявил г-н Непоседов. По его мнению, интерес к подобным продуктам на рынке столицы постоянно растет, и сегодня торговая недвижимость входит в тройку наиболее ликвидных и прибыльных активов. Основная причина высокой прибыли — острый дефицит качественных торговых площадей. По данным директора УТГ Виталия Бойко, «на сегодняшний день в Киеве функционирует 28% всех ТЦ и ТРЦ Украины. Общая площадь столичных торговых площадей составляет 528 500 кв. м. Показатель насыщения Киева торговыми площадями на 1000 жителей составляет 126 кв. м». Для сравнения: в Москве – это 605 кв. м, в Варшаве – 740 кв. м.

Сделки по продаже ТЦ свидетельствуют об успешном прохождении девелоперами полного цикла – от поиска и отвода земельного участка до введения ТЦ в эксплуатацию и выхода из бизнеса

Специалисты прогнозируют, что востребованность торговых площадей в Украине будет сохраняться, поэтому арендные ставки останутся на достаточно высоком уровне. По словам г-на Бойко, «на сегодняшний день ставки аренды в европейских столицах соответствуют ставкам, действующим в регионах Украины». Что касается Киева, то, например, размер арендных ставок в зоне бутиков ТРЦ «Караван» составляет $200 за квадратный метр в месяц.

Как рассказала Татьяна Честнейшая, директор департамента управления активами компании «XXI Век», «продажа уже функционирующего ТЦ является общеизвестной практикой во всем мире и характерной чертой развитого девелопмента. При этом девелопер получает прибыль не от сборов аренды, а от продажи ТЦ». По словам г-жи Честнейшей, «в 2005 году компания «XXI Век» продала первые ТЦ сети «Квадрат», построенные еще в 1999-2000 гг. Три объекта были проданы как готовый бизнес, без права использования торговой марки «Квадрат». Средства от продажи были направлены на развитие новых проектов». Данная сделка по продаже ТЦ стала естественным выходом девелопера из проекта с целью использования средств на развитие новых проектов в сфере торговой недвижимости.

Сделка по продаже ТЦ свидетельствовала об успешном прохождении полного девелоперского цикла – от поиска и отвода земельного участка до введения ТЦ в эксплуатацию и выхода из бизнеса. Следующим шагом отечественного девелопмента, по мнению г-жи Честнейшей, «должно быть повышение профессионализма в сфере создания объектов торговой недвижимости специально для дальнейшей продажи, ведь сейчас этому способствует и покупательский спрос, и перспектива стабилизации экономической ситуации в стране».

ГЛАВНОЕ

Торговая недвижимость является одним из наиболее ликвидных и прибыльных активов. Киевские арендные ставки превышают восточноевропейские в 2-2,5 раза, и такой уровень аренды в столице позволяет собственникам окупить их в течение 2-3 лет. По прогнозам экспертов, стоимость готового бизнеса в Киеве будет расти и дальше вследствие интереса к такой покупке со стороны больших торговых сетей, которые из-за дефицита свободных площадей не могут реализовать свой потенциал на рынке в полной мере. В 2007-2008 годах в столицу Украины придут новые российские и западные сети, что позволит сохраниться дефициту площадей, и, следовательно, их активное строительство будет продолжено.

Автор : Наталья Мичковская

add company