Министерство топлива и энергетики выступает за строительство новых нефтеперерабатывающих заводов и не намерено больше идти на уступки производителям низкокачественного топлива. Эксперты отмечают, что, с одной стороны, инициативы правительства отвечают сложившейся ситуации с нефтепереработкой в стране, но, с другой, продиктованы внешнеэкономическими факторами.

Заявления о строительстве новых нефтеперерабатывающих объектов в последнее время часто звучали из уст премьер-министра Юлии Тимошенко. Теперь и Минтопэнерго подтвердило, что сконцентрирует свои усилия на строительстве НПЗ в Бродах (Львовская область). «НПЗ строить целесообразно, есть такая необходимость, потому что на сегодняшний день нет такого завода, который может выпускать бензины по стандартам Евро 4, Евро 5»,— заявил замминистра топлива и энергетики Бурзу Алиев. Он уточнил, что в данное время ведомство занимается проектно-подготовительными работами по строительству этого объекта.
 
Господин Алиев также отметил, что министерство не будет инициировать продление льготного периода для выпуска нефтеперерабатывающими заводами нефтепродуктов по старым стандартам. «Все говорят, что у нас самый дешевый бензин, но никто не говорит, что у нас самый некачественный бензин. То есть мы должны стимулировать, чтобы были современные заводы»,— сказал замминистра. Поэтому, как подчеркнул Бурзу Алиев, Минтопэнерго будет поддерживать строительство новых НПЗ вместо того, чтобы давать льготы существующим заводам, которые будут выпускать некачественный бензин.
 
По мнению внештатного советника министра топлива и энергетики и экс-главы «Укртранснефти» Александра Тодийчука, переориентация Кабмина на строительство НПЗ оправданна, поскольку мотивировать модернизацию отечественной переработки иным способом оказалось невозможно. «Сегодня государство не в состоянии повлиять ни на Дрогобычский и Надворнянский НПЗ, контролируемые компаниями группы «Приват», ни на Кременчугский, который увяз в корпоративном конфликте. Ввиду этих обстоятельств и растущей импортозависимости страны строительство нового завода в Бродах экономически обоснованно»,— уверен господин Тодийчук. Эксперт также обратил внимание на агрессивную акцизную политику России: «Повышение идет больше на сырую нефть, чем на продукт переработки. Таким образом, российское правительство стимулирует модернизацию собственных нефтеперерабатывающих заводов, и Украине в своей энергетической стратегии следует реагировать на этот фактор. Особенно учитывая, что два наших НПЗ принадлежат российским ТНК-ВР и «Лукойл».
 
Намерения государства инвестировать в строительство нового НПЗ, вместо того, чтобы модернизировать существующие мощности по переработке, которые оцениваются в 51 млн. т в год,— следствие не столько внутренних потребностей рынка, сколько внешних факторов, считает старший аналитик компании KBC Securities Ukraine Юрий Алексеенко. «Этот вопрос скорее продиктован странами-участницами проекта «Одесса — Броды — Плоцк», в частности, Азербайджаном и Казахстаном, в распоряжении которых мощные запасы каспийской нефти. Эти страны заинтересованы в строительстве комплекса в Бродах, дабы обеспечить себя нефтеперерабатывающим объектом возле самой границы с ЕС, на котором была бы возможность перерабатывать каспийскую нефть за относительно невысокую цену»,— рассуждает господин Алексеенко. Но, учитывая активное неприятие Россией проекта «Одесса — Броды — Плоцк», а также ее влияние на упомянутые страны каспийского региона, прогнозировать время осуществления проекта крайне сложно, резюмировал эксперт.
add company