Киевская область способна решить многие проблемы украинской столицы и хорошо на этом заработать.

«Cамое главное для бизнеса при выборе региона — цена входа и цена выхода. Так вот, по этим показателям область уже опередила Киев, где цена входа намного выше, а прибыль от реализуемых проектов все больше уравнивается», — заявил председатель правления Всеукраинского объединения предпринимателей «Новая формация» Вячеслав Кредисов. Эти слова отражают оценку экономического потенциала Киевской области всеми участниками круглого стола, организованного украинским деловым журналом «Эксперт». Обсуждение продемонстрировало, что в области есть ресурс для реализации проектов общенационального значения, начиная от развития промышленных зон, строительства международного грузового аэропорта в Узине, кольцевой дороги вокруг Киева и заканчивая развитием рекреационных зон с размещением всеукраинской кардиологической клиники. Об этих проектах рассказали руководители области, которые рассчитывают привлечь к их финансированию инвесторов, и прежде всего иностранных. Объем иностранных инвестиций в область постоянно увеличивается. Так, в 2004 году удалось привлечь около 50 млн долларов, в 2005-м — 130 млн, а в 2006-м, по расчетам облгосадминистрации, они составят 230 млн долларов. По словам заместителя главы Киевской облгосадминистрации по вопросам экономики, финансов и внешних отношений Юрия Ковбасюка, в следующем году приток иностранных инвестиций может быть не менее миллиарда долларов.
 
Чтобы реализовать заявленные областной властью глобальные проекты, в качестве инвесторов необходимо привлечь транснациональные корпорации. Однако, для того чтобы такие инвесторы пришли, нужно минимизировать три основных риска: политический, бюрократический и кадровый. Конечно, лоббирование многих проектов на всех уровнях — от сельских советов до правительства и президента, — которое предлагает глава Киевской облгосадминистрации Вера Ульянченко, значительно упростит жизнь инвесторам и подрядчикам. Но гарантий, что со сменой руководства области не будут пересмотрены условия их участия в реализации проектов, никто не дает. «Выделение земли и отбор проектов должны происходить открыто на всехэтапах. Бизнес должен понимать, как работает эта система, поэтому она должна быть настолько прозрачной, чтобы никто не смог обвинить руководство области в нарушении установленных для бизнеса правил игры. Необходим открытый источник информации, например, регулярно обновляющийся интернет-сайт, на котором будут выложены объявления о проведении конкурсов проектов, аукционов по продаже земли, а также четко изложены требования для их участников», — говорит Вячеслав Кредисов.
 
Битва за землю
 
К моменту прихода крупных иностранных инвесторов, таких как шведская сеть гипермаркетов IKEA, немецкая компания по производству стройматериалов KNAUF, голландская торговая компании SPAR, в течение нескольких лет шла стихийная раздача земельных участков в наиболее инвестиционно привлекательных пригородных районах Киева частникам. Теперь на черном рынке земли цена одной сотки в пригородах Киева достигает 20 тыс. долларов. «Мы столкнулись с несколькими просто смешными ситуациями, — рассказывает Вера Ульянченко. — Завершены переговоры с представителями компании IKEA о строительстве их торгового центра, под который выделено пятьдесят гектаров земли. И на этой огромной территории есть два гектара, которыми владеет частник. Как только он узнал об этом проекте, огородил высоким забором свой участок и не соглашается продавать его ни за какие деньги, а требует доли в бизнесе. Таких примеров в области немало. Посреди тридцати гектаров, которыми владеет областная власть, пятьдесят соток уже кому-то принадлежат, и неизвестно, с какой стороны к этому участку подступиться. Сейчас эти пятьдесят соток стоят в три раза больше, чем все тридцать гектаров тогда, когда они отводились».
 
Пока руководство облгосадминистрации идет по пути наименьшего сопротивления и по каждому отдельному проекту ищет компромиссы с мелкими землевладельцами. Отбирать земли через суды Ульянченко не собирается. Этим уже пробовал заниматься ее предшественник Евгений Жовтяк, при котором по факту незаконной приватизации земли было возбуждено шестьдесят уголовных дел. Но пока ни одно из них не доведено до конца, и нет ни одного судебного решения в пользу местной власти.
 
Директор Институтаглобальной экономической и энергетической стратегии Юрий Нерубай предложил создать при облгосадминистрации юридический департамент, в котором будут работать лучшие юристы страны. «Я могу от имени десяти инвесторов сказать, что бизнес готов полностью финансировать работу этой юридической службы, которая будет в судах решать вопросы огороженных участков посередине территорий», — заявил он. «Земельный вопрос требует системного подхода со стороны государства, — сказал ведущий круглого стола, главный редактор журнала «Эксперт Украина» Искандер Хисамов. — Ситуация, о которой рассказа Вера Ивановна, типична для всей Украины. В период, скажем так, безвременья, в лучших уголках страны — Крыму, Карпатах, пригородах Киева — земли уже расхватали. Это парализует инвестиционный потенциал областей. Может быть, облгосадминистрации самостоятельно не справятся — необходима политическая и административная воля на национальном уровне. Возможно, хорошим решением земельного вопроса было бы создание единого фонда с привлечением частного капитала для выкупа земель».
 
Пока работа над земельным законодательством ведется очень медленно: из тридцати восьми необходимых для усовершенствования Земельного кодекса законов принято лишь пятнадцать. При этом новые законы не содержат четких указаний, как и кто должен вводить их в действие, нужны дополнительные подзаконные акты. А бизнесмены требуют от облгосадминистрации в первую очередь провести полный аудит земель и вычленить те, которые были получены или используются с явными нарушениями.
 
После пятнадцати лет хаотичной застройки пригородов столицы область столкнулась с проблемой острой нехватки инфраструктуры. Коттеджные городки в большинстве своем не полноценные поселки, а группы домов, выстроенные либо просто в поле, либо возле сел, коммунальная система которых не выдерживает дополнительной эксплуатации. Сейчас владельцы коттеджей требуют от местных властей обеспечить их необходимой инфраструктурой. Игнорировать коттеджное строительство, спрос на которое ежегодно увеличивается минимум на 30%, нельзя. Поэтому облгосадминистрация разработала новые правила застройки, где предусмотрено обязательное строительство необходимых объектов социальной инфраструктуры и проведение коммуникаций. К пониманию того, что этим бурно развивающимся рынком нужно как-то управлять, приходят и сами застройщики. «Необходимо совместно с теми компаниями, которые постоянно работают в области, выработать форму сертификации уже запроектированных коттеджных поселков. В ней нужно четко прописать критерии застройки, на базе которых и будут строиться поселки. В итоге это приведет к повышению качества коттеджного жилья», — считает директор департамента загородной недвижимости компании Concorde Development Владимир Кочетков-Сукач.
 
Заводам нечего делать в столице
 
Руководство области хочет изменить сельскохозяйственный профиль региона. Оно планирует усилить промышленный сектор, переместив промышленные предприятия из столицы на территорию области. Перенос предприятий — проект общенационального значения, и решение о нем будет принимать центральная власть. Несмотря на то что в экспертных кругах об этом говорят не один год, никто не знает, как переносить предприятия и какие. Министерство промышленной политики рассматривает область как возможность для развития крупнейших в столице и стратегически важных для страны предприятий. «Только в ведении нашего министерства в Киеве работает сто двадцать одно предприятие, на которых задействовано сорок тысяч человек. Они производят продукции на пять миллиардов гривен, и среди них есть гранды украинской промышленности — авиационный завод им. Антонова, государственный акционерный холдинг “Артем”, завод ”Радар“, научно-исследовательскийинститут “Квант”. Поэтому перенос предприятий — общенациональный и долгосрочный проект, который требует проработки многих вопросов. Этим и занимается сейчас правительственная рабочая группа», — сказал директор департамента финансово-экономического обеспечения Министерства промышленной политики Николай Кондрашов. Губернатор Вера Ульянченко в свою очередь акцентирует внимание на острой необходимости освободить занятые промышленными объектами дорогие земли в столице. «В этом вопросе надо дать больше свободы киевской мэрии. Она понимает, что городу выгоднее освободить семьдесят пять гектаров земли под заводом ”Большевик“, который уже давно полноценно не работает: в одном цеху собирают окна, в другом — разливают краску, а в третьем, помоему, вообще проводят дискотеки. И таких бывших советских заводов, в огромных помещениях которых сейчас разместились мелкие конторки, в Киеве много. Нужно просто проявить волю и освободить эти земли под застройку, в чем так нуждается столица», — говорит она.
 
Можно прогнозировать, что такие заводы в столице просто ликвидируют. «Если поднять арендные ставки для госпредприятий в Киеве до того уровня, который платит частник, то они быстро станут нерентабельными и будут вынуждены либо уйти в область, либо закрыться», — считают столичные застройщики.
 
Подробной разработки и участия центральной власти требуют и проекты, направленные на развитие транзитного потенциала области, о которых уже заявила Киевская обладминистрация. Их успех — это общенациональный интерес. «Без финансирования из центрального бюджета сама область даже с привлечением крупных инвесторов не потянет строительство окружной дороги. Это очень дорогой проект — в 2004 году его стоимость оценивалась в девятнадцать миллиардов гривен, а бюджет Киевской области в этом году на развитие автомобильных дорог выделяет чуть более половины миллиарда. Если строить на деньги инвесторов, то государство должно выступать гарантом возврата их вложений. Сейчас прорабатываются разные варианты: изъятие земель возле предполагаемой дороги для продажи на аукционах, привлечение инвесторов,которые в первую очередь заинтересованы в эксплуатации этой дороги, и, возможно, даже введение на первых этапах платы», — говорит глава комиссии областного совета по реализации инфраструктурных проектов Вадим Гуржос.
 
О том, что раздутая бюрократическая процедура прохождения проектной документации тормозит развитие бизнеса в области, говорили на круглом столе все представители бизнеса. «Когда начинаешь согласовывать проект во всех инстанциях, то ничего строить уже не хочется. Два с половиной года я согласовывал в «Карьерпеске» документы на получение песка в поселке Козин. Поскольку там никак не могли разобраться, кто глава поселкового совета, то мы нашли карьер в другом селе. И еще два года я согласовываю документацию уже по этому карьеру.
 
Когда начинаешь вводить объект, то на деньги сбегаются все: пожарным дай три процента от проектной стоимости, городские власти берут восемь процентов, иначе не получишь необходимую справку. Необходимо, чтобы сотрудники местных администраций с самого начала продвигали проект по всем инстанциям вместе с нами», — предложил директор Обуховского завода пористых изделий Николай Ременюк.
 
Губернатор лично лоббирует крупнейшие инвестиционные проекты. Однако преференции отдельным инвесторам по некоторым проектам не улучшают общий инвестиционный климат в регионе — нужна единая и максимально простая система взаимодействия бизнеса с властью. Инвесторы даже готовы сами платить за проектные разработки. Более того, они намерены помогать местной администрации деньгами и профессиональными кадрами при ведении дорогостоящих судебных тяжб по возвращению земельных участков в областную собственность. Поддержка государства необходима в крупных проектах — через разработку стратегического направления развития всего региона. В случае с локальными программами — путем жесткого контроля над работой чиновников на всех уровнях, чтобы они не отталкивали, а привлекали инвесторов в область.
add company