Верховная Рада в пятницу приняла закон, который кардинальным образом изменит порядок выделения земли под коммерческое строительство. Впредь все участки будут продаваться или передаваться в аренду только через открытые биржевые аукционы.

В промежутке между преодолением вето президента на законы политического свойства в пятницу Верховная Рада неожиданно приняла очень важный и прогрессивный экономический закон. Отныне земельные участки государственной или коммунальной собственности будут продавать или передавать в аренду коммерческим структурам исключительно посредством аукционов. Хотя это было лишь первое чтение, документ был сразу принят и в целом (видимо, депутаты решили не откладывать дело в долгий ящик, ведь в пятницу завершилась вторая сессия парламента пятого созыва).
 
Теоретически нововведение крайне полезное. Как минимум для местных бюджетов и экономики в целом. Бюджеты, согласно результатам проводимых скорее в экспериментальном порядке аукционов, увеличат свои земельные поступления минимум на треть. А участки будут попадать в руки субъектов, которые в них заинтересованы больше всего (а не близким к местным властям бизнесменам). Осталось дождаться деталей реализации. Порядок проведения аукционов, единый для всех, будет разрабатывать Кабмин.
 
Законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс (относительно внедрения прозрачных механизмов продажи и аренды земли и предотвращения коррупции)» парламент принял конституционным большинством — 328 голосами при необходимых 226.
 
Главным пунктом принятого закона является запрет продажи и аренды земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, без проведения аукциона. Как пояснила «i» соавтор закона, член комитета Рады по вопросам госстроительства, региональной политики и местного самоуправления Ольга Боднар (БЮТ), «это наконец сделает рынок земли прозрачным и позволит наполнить бюджеты всех уровней дополнительными доходами».
 
Под аукционы не будет подпадать продажа участков, на которых размещены объекты, подлежащие приватизации, а также сельскохозяйственные земли (на днях Рада продлила мораторий на продажу такой земли до 2008 г., преодолев вето президента). Также это не касается участков, на которых расположена недвижимость, уже кому-то принадлежащая. Такие участки должны продаваться по цене не ниже, чем цена аналогичных участков, проданных на аукционе. Наконец, если земельный участок взят в долгосрочную аренду, срок которой истекает, то арендатор будет иметь право первоочередного выкупа или аренды по среднерыночной цене, которая, опять-таки, будет основываться на результатах аукционов по схожим участкам.
 
Согласно Земельному кодексу, аукционы должны проводиться в порядке, установленном законом. Но такого закона не было, несколько лет парламент не мог его принять (теперь порядок придется разработать Кабмину). Как поясняет госпожа Боднар, хотя де-юре рынок земель не работал, фактически участки под коммерческие цели в городах уже передаются в частную собственность, в том числе через аукционы. Местные власти умудрялись по-своему применять нормы Земельного кодекса, самостоятельно утверждая порядки передачи земель в аренду и частную собственность, причем посредством аукционов тоже.
 
Так, за 2002-2003 гг. во многих регионах страны местные власти провели целую серию аукционов (всего их состоялось около 50). В результате частным компаниям было продано 127 земельных участков общей площадью 33 га под строительство жилья, заправочных станций, магазинов, ресторанов и т.д. В результате таких торгов бюджеты разных уровней получили 24 млн. грн., что оказалось на треть больше суммарной стартовой цены, по которой обычно передавались подобные участки при закрытой системе.
 
Из-за отсутствия закона местные власти проводили аукционы редко (их результаты могли быть аннулированы в суде), предпочитая продажу участков прямыми решениями сессии местного совета — часто по цене ниже рыночной. Больше всего земельных скандалов было в столице, где Киевсовет в течение трех лет принял серию постановлений и порядков выделения земли через аукционы, обещая перевести выделение всей столичной земли на конкурентные условия.
 
По словам директора универсальной товарной биржи «Контрактовый дом УМВБ» Александра Рудиченко (именно эта биржа была определена столичной властью в качестве площадки для выделения столичной земли), за три года Киевсовет провел лишь девять аукционов и продал 11 земельных участков. В то же время «сотни участков каждый год передавались в аренду и частную собственность прямыми решениями Киевсовета на непрозрачных условиях». По мнению руководителя биржи, «депутатам Киевсовета было выгодно выделять участок под конкретного заказчика, не выставляя самые дорогие и привлекательные участки на открытые торги». В результате этого столичный бюджет, по оценкам господина Рудиченко, недополучал около 600-800 млн. грн. ежегодно, а система выделения земли путем пакетных голосований Киевсовета давала бюджету города лишь 200-250 млн. грн. в год. В среднем Киевсовет выделял около 500 участков в год.
Последние новости
Случайные новости
add company