Каждому из нас хотелось бы хотя б одним глазом взглянуть, какой наша столица станет в будущем. Эту возможность, образно говоря, нам предоставляют современные архитекторы, разрабатывая подчас смелые и спорные проекты.

Известный архитектор Владимир Шевченко предлагает от Софийского музея до Лысой горы создать сплошную зону отдыха и туризма. По его подсчетам строительство может длиться до 15 лет и стоить от 4 млрд. грн. Для начала следует убрать отсюда инфекционную больницу, военную типографию и обувную фабрику "Киев", запретить проезд авто в этом районе, организовав его по другим улицам. В валах Печерской крепости устроить парковки, выставочные залы, магазины. Примерно от ст. метро "Арсенальная" до Центрального ботсада проложить канатную дорогу. В районе Лысогорского форта построить трехзвездочные гостиницы, а возле пересечения Лыбедью Столичного шоссе — общественный центр, от которого в выше упоминаемые отели можно будет спуститься на эскалаторах. На территории нынешнего "Арсенала" сохранить только исторические объекты, освободившуюся ее часть отдать под застройку преимущественно административными зданиями. На базе госпиталя создать общегородской медицинский центр.
 
Работа Владимира Шевченко рекомендована Киевсовету для одобрения. Она действительно интересна. Ее изюминкой считаю... канатную дорогу! Она может стать великолепным аттракционом, приносящим стабильный доход. Особенно если довести ее до Гончаров-Кожемяк. Пойму же Лыбеди ни в коем случае трогать нельзя! Этому участку рано или поздно будет найдено более разумное применение. Центров много, Лыбедь одна. Жаль, что широкая общественность не принимала участия в обсуждении. Думаю, не всем бы понравилось, что ставится крест на обувной фабрике, на "Арсенале". Почему бы в одном из его зданий не открыть музей военной техники, выставить хитроумные арсенальские головки самонаведения "Маяк" ракет "воздух-воздух" Р-73, переносных зенитных ракет "Стрела" и "Игла", многое другое, чем занимался цвет киевской технической мысли?
 
Комментарий
 
Анатоль Карминский, начальник "Киевгосэкспертизы": "Предлагаю производить работы, вначале разрабатывая отдельно детальные планы территории каждого района Печерской крепости".
 
Николай Жариков, народный архитектор Украины, против вторжения в оставшийся еще нетронутым 400-метровый участок Лыбеди под Лысой горой: "Сколько мне стоило здоровья в конце 80-х годов, когда прокладывали дорогу на Московский мост, в спорах с мэром Лаврухиным отстоять этот замечательный кусочек реки! Я еще хотел от шоссе смотровую площадку над рекой устроить, да не дали..."
 
Новое назначение
 
ООО "Днепроэкология" собирается сократить акваторию Выдубицкого озера вдвое, а на его берегах построить офисно-отельный комплекс с яхт-клубом, спортивными залами, подземными паркингами. Главный архитектор проекта Генрих Фильваров, директор Института урбанистики, заявил, что еще в 1918 г. одна часть озера использовалась под свалку, другая — как песчано-глиняный карьер. Его дно покрыто 50-сантиметровым слоем ила, в котором много тяжелых металлов и вредных химсоединений. Сильно загрязнены берега. Потребуются огромные средства, чтобы его очистить, как это определено Генпланом до 2020 года.
 
Рецензент проекта заслуженный архитектор Евгений Лишанский предположил, что шум от еще одного железнодорожно-автомобильного моста и выхлопные газы создадут в районе Выдубицкого озера невыносимые условия. Поэтому Институт урбанистики совместно с ТАМ "А. Пашенько" предложили засыпать озеро наполовину и возвести по соседству с ним с десяток зданий высотностью до 20 этажей. До 1.01.2008 г. градосовет должен определить новое назначение данной территории, потому как инвестор не хочет ждать, он хочет строить. Непонятно только, какое отношение он имеет к "Днепроэкологии"...
 
До начала 60-х годов прошлого века Выдубицкое озеро было одним из красивейших уголков Киева, и притом самым доступным. С Днепром оно не сообщалось, и вода в нем была голубовато-зеленого цвета из-за глины на его дне, которая считается целебной. После 60-х, когда здесь разместили лодочную станцию, озеру действительно нанесли ущерб. Что касается шума, то через Труханов остров скоро проляжет трасса Подольско-Воскресенского мостового перехода, по которому с интервалом максимум в три-четыре минуты будут нестись поезда метро и в шесть полос — машины. Но ведь шум слышен практически во всех киевских парках.
Что, и этот остров, и парки отдавать под застройку только по этой причине? Что касается "огромных средств для очистки воды Выдубицкого озера", то для начала надо убрать автозаправку и автостоянку, расположенные на его северо-западном берегу, исследовать дно, а потом браться за дело. Если уж США и Канада очистили Великие озера так, что в них вновь ловят рыбу, то неужели мы не справимся с "Выдыбаем", в котором она водится и сейчас?
 
Комментарий
 
Игорь Шпара, президент Союза архитекторов: "Предлагаю не увлекаться, максимально сохранить зелень по берегам и по возможности добавить новую".
 
Китайское и славянское
 
За образец для застройки левого берега Днепра Сергей Бабушкин, как он поведал uрадосовету 31 января, взял именно Шанхай. Там г-н Бабушкин увидел прообразы семи своих сорокаэтажных башен, которые архитектор Мария Сусская из руководимой им "Архітектурної спілки" предлагает возвести на Никольской Слободке в качестве "многофункциональных комплексов". Не далее чем в 50 метрах от уреза воды Русановского пролива. Ранее, чтобы угодить инвестору — ООО "ЛВ-холдинг", предлагались "комплексы" еще выше. Но и последнего варианта достаточно, чтобы киевляне, которые вздумают отдохнуть на Довбычке или в Гидропарке, отовсюду чувствовали, кто в Киеве главный "архитектор-высотник". На левом же берегу, справа от линии метро, перед Русановским массивом, он ранее предложил построить нечто, напоминающее молоток в тисках; слева, в районе нынешнего выставочного центра, — "Прищепку Бабушкина" под 100 этажей, и вот теперь — Нью-Шанхай, площадь которого составит 400 000 м2, треть от всей площади, строящейся в Киеве.
 
В 18 районах и 1-м уезде Шанхайского региона на площади 6 340 км2 в 2000 г. проживали 16,74 млн. человек, или 2 640 китайцев на каждом кв. км. В Киеве, имеющем население 2,7 млн. и площадь 800 км2, на каждый кв. км приходится 3 375 человек. При такой плотности населения, как у китайцев, поневоле будешь строить небоскребы! Но нам-то это зачем? Почему не взять за образец Париж, в котором после сооружения в центре одной 40-этажки было много судебных процессов, даже мэра сняли. И парижане приняли решение: небоскребы — только на окраинах. Так куда толкает С. В. Б. славный град Киев? В Европу или в Восточно-Китайское море?
 
Комментарии
 
Анатолий Цветков, член градостроительного совета: "С каждым вариантом увеличивается нагрузка на данную территорию. Может, это Шанхай или Дубай, но не единый архитектурный комплекс. Это недостойно Бабушкина (!!!)".
 
Владимир Шевченко, член градостроительного совета: "Не вижу комплексного подхода к решению проблем ни города, ни данного района. Это прекрасное место на берегу Днепра, и не хотелось бы, чтобы с реки мы видели двери паркингов. Кроме того, потеряется возводимый греко-католический храм. Чтобы продолжать работу в этом районе, надо сначала подсчитать потребность в предлагаемых типах зданий".
 
Эдуард Лещенко, заместитель киевского мэра: "Есть инвестор, есть архитектор — и слава Богу! Но у нас какой-то комплекс местечковости, мы все время чего-то боимся. В то же время все, кто проектирует здания на левом берегу, предлагают строить высотки. Не надо бояться, надо двигаться вперед".
 
Анатолий Харечко, профессор, автор 25 монументов в Киеве, в том числе памятника "Матчу смерти": " Предлагаемый С. В. Б. объект требует широчайшего общественного обсуждения, может быть, и всеукраинского, т. к. наверняка испортит панораму и Днепра, и Киева и поглотит ресурсы всей Украины".
 
Иосиф Шварцман, замдиректора Музея истории Киева, аккредитованный член Академии архитектуры, постоянный представитель Главного управления культуры при КГГА: "Работа выполняется вопреки решению Киевсовета № 38 от 6.12.2005, которое наложило мораторий на проектирование и строительство в зеленых зонах. Не прошло и года, как это решение забыто... Здесь могла бы быть оборудована зона активного отдыха для всего населения города. В таких зонах город уже испытывает сильный недостаток".
 
Василий Присяжнюк, главный архитектор Киева: "Ми не помилимось, якщо і далі будемо конструктивно сперечатись, вирішуючи проблеми, які виникають і будуть виникати".
add company