Главный списокПлитка, кирпич, бетон

Плiтки про плитки’2003



Когда-то Украина считалась всесоюзным центром производства керамической плитки. Богатейшие залежи тугоплавких глин, каолина способствовали возникновению в республике мощных плиточных предприятий. Мало того, плитку выпускали почти на каждом предприятии, производящем стройматериалы. С распадом СССР “отошли” традиционные рынки сбыта, как следствие, сократились объемы производства плитки, прекратили свое существование некоторые крупные специализированные заводы. Отсталые технологии и устаревшее энергоемкое оборудование не позволяли производить конкурентоспособную продукцию, и рынок заполонили импортные отделочные материалы. Тем не менее строительный бум заставил-таки отечественных и зарубежных инвесторов “вложиться” в старые плиточные заводы, а некоторых даже побудил построить новые предприятия. В частности, в 2003 г. было открыто ЗАО ИИ “Пиастрелла-”К” (г. Киев), в конце текущего года в Киеве начнет работу еще одно керамическое предприятие с иностранными инвестициями, ходят слухи о создании в недалеком будущем плиточного СП с белорусами. Последние 3-4 года отечественные плиточники стали потихоньку отвоевывать утраченные было позиции, предприятия наращивают мощности, совершенствуют технологии, приобретают современное оборудование и постепенно теснят иностранцев на внутреннем рынке. За прошлый год в Украине было выпущено в целом 9,8333 млн кв.м керамических облицовочных материалов, что составляет около 40-50% потребностей рынка. Объемы потребления плитки за последние несколько лет выросли. Если в 1995 г. потреблялось менее 15 млн кв.м плитки, то уже сегодня Украина в состоянии потребить около 20-25 млн кв.м. Импорт керамической плитки Код УКТ ВЭД 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. т тыс. USD т тыс. USD т тыс. USD т тыс. USD 690700000 20263 4572,75 18687 4278,73 36950 6690,44 55937 9093,32 690800000 58920 14907,17 84498 17408,15 133095 24978,4 163396 29030,91 Экспорт керамической плитки Код УКТ ВЭД 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. т тыс. USD т тыс. USD т тыс. USD т тыс. USD 690700000 3906 808,95 1308 326,06 133 19,87 196 34,69 690800000 4697 1155,29 5212 1081,76 5621 1071,57 8861 1537,02 Значение кодов УКТ ВЭД 690700000 — плиты для мощения, изразцы (плитки облицовочные) для пола, печей или стен, керамические, неглазурованные; кубики керамические; 690800000 — плиты для мощения, изразцы (плитки облицовочные) для пола, печей, стен керамические, глазурованные; кубики керамические. Объемы производства плитки. тыс. кв. м. Предприятие 2000 г. 2001 г. 2002 г. Облицовочная Для пола Облицовочная Для пола Облицовочная Для пола ЗАО "Харьковский плиточный завод" 4881,4 1566,6 5428,8 1648,6 5761,5 1643,4 ОАО "Львовский керамический завод" 1577,2 55,9 1208,4 911,3 1394,9 387,3 ОАО "Славянский керамический комбинат" 2,9 105,5 0 0 0 0 Производство керамической плитки. тыс. кв. м. Плитка 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Для пола 1826 1735 2536 2629 Глазурованная для внутренней облицовки стен с фасонными деталями 6002 6564 6879,5 7163,6 Фасадная разных цветов 718 413 8 40,7 Всего 8546 8712 9423,5 9833,3 Производство В начале 90-х годов все украинские предприятия выпускали более 30 млн кв.м керамической плитки. На долю 3 крупнейших производителей — ЗАО “Харьковский плиточный завод”, ОАО “Львовский керамический завод” и ОАО “Славянский керамический комбинат” (Донецкая обл.) — приходилось более 80% производимой в стране керамической облицовки. Ситуация изменилась. Объемы производства керамической плитки снизились почти в 3 раза. По данным Госкомстата, в 2002 году украинским плиточным заводам удалось произвести около 2,6 млн кв.м плитки для пола, 7,1 млн кв.м облицовочной керамической плитки и 0,04 млн кв.м фасадной плитки разных цветов (в 2001 г. было произведено 2,5 млн кв.м плитки для пола, 6,5 млн кв.м облицовочной и 0,008 млн кв.м фасадной плитки). С 2001 года ОАО “Славянский керамический комбинат” не работает, и оставшиеся 2 предприятия из группы лидеров производят 98% всей плитки в стране: ЗАО “Харьковский плиточный завод” — около 78% (7,4 млн кв.м), ОАО “Львовский керамический завод” — около 20% (1,8 млн кв.м). Новые предприятия только обживаются на рынке, и нынешний год может стать переломным в освоении отечественного рынка отечественными же плиточниками. Сегодня работающие предприятия пытаются обновлять технический парк в самых что ни на есть боевых условиях, не снижая объемов производства. Пока около 50-60% украинского рынка керамической плитки приходятся на иностранную продукцию (около 10 млн кв.м). Чтобы потеснить импортный товар, необходимо почти полностью переоборудовать и модернизировать производство. Оставшиеся в живых “старики” изо всех сил стараются это сделать, какой вклад внесут новые полуотечественные предприятия, покажет время. Сырьё В производстве керамической плитки используют белую тугоплавкую глину, кварцевый песок, каолин, пегматит и другие материалы. В Украине природных запасов этого сырья в избытке. В одной Донецкой области добывают более 50 видов полезных ископаемых, применяемых в керамическом производстве. Например, АО “Глины Донбасса” (г.Дорожное, Донецкая обл.) за 2002 г. произвело более 800 тыс.т смесей тугоплавких глин, АО “Веско” (г.Дружковка, Донецкая обл.) на одном карьере добывает около 700 тыс.т белой глины в год. Но главные потребители украинских глин и каолина — иностранные производители плитки. За рубеж вывозится более половины добытых материалов. Охотно покупают украинский товар в Италии, Испании, Восточной Европе. Стоит отечественная глина от $15 до $30 за 1 т. Помимо родного сырья, украинские “плиточники” используют и зарубежные материалы. В основном это итальянские фризы и глазури. Ассортимент До середины 90-х годов на предприятиях жестко следовали “совдеповским” стандартам и выпускали в основном плитку размером 150х150 мм для облицовки стен в помещении. Сегодня перестраивающиеся производители освоили выпуск керамических прямоугольничков размером 150х200 мм, 200х250 мм, 200х300 мм, декорированных, что называется, в соответствии с мировыми стандартами. То же происходит и в производстве напольной плитки. От традиционных размеров 200х200 мм украинские заводы перешли к стандарту 300х300 мм. Это не означает, что предприятия отказались производить изделия, “привычные” для 90-х годов. Сегодня, как и ранее, изготовляют плитку размером как 150х150 мм, так и 200х200 мм, но только в меньших объемах и более высокого качества. В 1996 г. предприятия выпускали более 80% плитки размером 150х150 мм. Сегодня более 95% произведенного товара приходится на плитку размером 200х250 мм и 200х300 мм. По мнению операторов рынка, производимую в Украине облицовку можно разделить на две группы: недорогая плитка, отпускная цена которой не превышает 20 грн. за 1 кв.м; интерьерная плитка, производимая по новым технологиям, цена которой более 25 грн. за 1 кв.м. Импорт-экспорт Сегодня на рынке наблюдаются два, казалось бы, взаимоисключающих процесса. С одной стороны, местные производители отвоевывают утерянные позиции и увеличивают свое присутствие на внутреннем рынке, с другой — объемы импорта ежегодно увеличиваются. Объясняется это противоречие очень просто: растут объемы рынка, и места на нем пока хватает как для украинской, так и для заграничной плитки. Сегодня соотношение отечественный/импортный товар — примерно 50/50. По данным Госкомстата, в 2002 г. в Украину было ввезено около 220 тыс.т плитки на $38 млн, в 2001 году — 170 тыс.т, на $31,6 млн. Если несколько лет назад разнообразие импортной плитки было невелико (испанская, итальянская), то в последнее время украинский рынок обильно насыщают десятки стран. Появилось большое количество плитки из Турции, Китая, Египта, Греции. Активно завозят продукцию страны СНГ и Балтии. Например, в 2002 г. из Испании в Украину ввезли плитки на $9934,63 тыс., из Италии — на $3233,94 тыс., России — на $2184,92 тыс., Польши — на $4477,57 тыс., из Чехии — на $1833,52 тыс. Большой наплыв импортной плитки, особенно той, которая находится в одном ценовом сегменте с украинской, несколько затрудняет продвижение отечественной продукции, но, в то же время, способствует самосовершенствованию отечественного производства. На фоне постоянно увеличивающихся объемов импорта экспорт керамической плитки почти не растет: производители пока сосредоточились на освоении внутреннего рынка. В 2002 г. Украина экспортировала плитки на $1,57 млн, в 2001 г. за пределы нашей родины было вывезено плитки на $1,1 млн. Более 90% продукции экспортируется в страны — бывшие республики СССР. На рынке России Украина находится в первой пятерке зарубежных поставщиков: в 2002 г. украинским товаром было заполнено 5% российского рынка глазурованной плитки и 12% рынка неглазурованной. А на главных керамических рынках, в Италии и Испании, Украина является одним из ведущих продавцов сырья. Говорит рецензент Лев Черняк (58), начальник управления керамической и неметаллорудной промышленности корпорации “Укрстройматериалы” (г.Киев): — Рецензируемый мною текст затрагивает наболевшие вопросы керамической промышленности. Вот только акцентировать внимание на большом спаде производства не стоит, поскольку качество выпускаемой в больших объемах плитки во времена СССР оставляло желать лучшего. Хотелось бы, чтобы автор обратил больше внимания на перспективность отечественного производства. Говорит импортер Геннадий Шухман (40), директор ООО “Амико-Керамика” (г.Луцк; импортер керамической плитки; с 1997 г.; 50 чел.; годовой оборот — данные не предоставлены): — Украинский рынок керамической плитки очень перспективен. Но дальнейшее его развитие во многом будет зависеть от работы операторов. Чем дольше Украина будет насыщаться некачественным товаром, тем труднее будет завоевать доверие потребителя. К сожалению, украинские плиточные заводы пока не в состоянии вести достойную конкурентную борьбу с зарубежными производителями, поскольку качество производимого в стране товара не всегда соответствует принятым в мире стандартам. Говорит плиточник “нового поколения” Людмила Днепровая (45), коммерческий директор ЗАО ИИ “Пиастрелла-”К” (г.Киев; производство керамической плитки; с 2003 г.; 250 чел.; годовой оборот — данные не предоставлены): — Несмотря на засилье импортного товара, украинский рынок керамической плитки очень перспективен. Ежегодно увеличиваются объемы потребления плитки. Отечественные производители оперативно реагируют на изменения вкусов и предпочтений покупателя, модернизируют производство и расширяют ассортимент изделий, что позволяет вести конкурентную борьбу с зарубежными производителями. Говорит “старый” плиточник Алексей Иващенко (64), генеральный директор ЗАО “Харьковский плиточный завод” (производство керамической плитки; с 1936 г.; 2014 чел.; годовой оборот — данные не предоставлены): — Сегодня на рынке керамической плитки представлен широкий ассортимент продукции отечественного и зарубежного производства, и покупатель может выбрать любой товар в соответствии со своим вкусом и материальным достатком. Наличие огромного количества высококачественной импортной плитки помогает украинским производителям отслеживать покупательский спрос и поспевать за модой. Company news В 2002 г. ЗАО “Харьковский плиточный завод” освоило выпуск облицовочной плитки нового размера (200х300 мм), фризовых полосок офактуренных одновременно деколью и ветрозой, плитки облицовочной, декорированной с использованием фритт и красителей испанской фирмы COLORONDA. Также на предприятии разработали и внедрили в производство 48 новых видов рисунков для фризовых полосок и плитки. Кроме того, предприятие закупило четыре сериографических станка итальянского производства, новый пресс для выпуска крупноразмерных (300х300 мм) плиток для пола, три новых станка для порезки фризовых полосок, установку для сверхтонкого помола флюса и получения высокодисперсных мастик. Предприятие заключило контракт с одной из итальянских фирм на поставку технологического оборудования мощностью 2,5 млн кв.м в год для производства плитки для пола. Соб. инф
add company