Сегодня эти металлические конструкции являются неплохим источником доходов многих отечественных фирм. Главное — найти баланс между качеством и ценой продукции и предложить потребителю комплексное обслуживание...

Еще пять-семь лет назад, когда рынок автоматических ворот только начинал свое развитие в нашей стране, вопросов, какие ворота и в какой фирме заказывать, не возникало. Жесткой конкуренции не было, да и цены были выше в несколько раз. Сейчас рынок наполнен огромным количеством предложений, среди которых есть:
— ворота импортного производства;
— ворота, производимые в Украине из импортных комплектующих;
— ворота, производимые в нашей стране из комплектующих отечественного производства в комбинации с импортными.
Многообразие предложений сегодняшнего рынка автоматизации гаражей и въездов позволяет заказчику выбрать оптимальный вариант по качеству, стоимости и функциональности.
По технологическим признакам можно выделить несколько современных гаражных ворот: секционные, подъемноповоротные, распашные, рулонные и складывающиеся. Как правило, пространство гаража ограничено и не позволяет использовать распашные или сдвижные конструкции. Поэтому чаще всего применяются подъемные устройства, среди которых лидером являются секционные ворота. Основой конструкции этих ворот служат связанные между собой горизонтальные стальные панели высотой 50-60 см, заполненные жестким пенополиуретаном. По краям полотна укреплены ролики со встроенными подшипниками, с помощью которых панели можно сдвигать по стальным направляющим. По всему контуру ворот проложен эластичный уплотнитель. В конструкцию могут быть включены элементы остекления и калитка. Такой "сэндвич" отличается тепло- и звукоизоляцией, защищенностью от неблагоприятных погодных условий, повышенной прочностью, безопасностью. В зависимости от конструкций, секционные ворота могут быть оснащены потолочным или вальным электроприводом с дистанционным управлением и встроенной системой безопасности, которая отключает привод в случае наезда на препятствие. По сигналу с пульта привод тянет верхний край ворот, и секции, изгибаясь под углом, уходят в потолок. В результате все пространство перед гаражом остается свободным и ничто не мешает подъехать на машине прямо к воротам. Не нужно расчищать и площадку перед гаражом в непогоду, держать створки ворот во время сильного ветра.
Многообразие модификаций секционных ворот позволяет подобрать их в точном соответствии с пожеланиями заказчика. Выпускаются, например, ворота с горизонтальной формовкой-"гофрой" и со сложной филенчатой формовкой (Eurogate, Doormaster, Wayne Dalton), полотна с обшивкой из древесины северной ели и западноамериканской пихты. Стандартные цвета металлических секционных ворот — белый и коричневый, но при необходимости могут быть окрашены в любой цвет.
Конструкция подъемно-поворотных ворот представляет собой цельную стальную панель во всю площадь проема, которая при открывании и закрывании перемещается по направляющим из вертикального положения в горизонтальное, параллельно потолку.
При достаточном пространстве над воротами устанавливают подъемно-гильотинные ворота. От подъемно-поворотных они отличаются только способом открывания — полотно ворот сдвигается вверх по наружной стене, над проемом. Управление воротами осуществляется с помощью ручного или электрического привода. Вес конструкции компенсирует торсионная пружина: благодаря пружинному амортизатору такие ворота работают почти бесшумно. Полотно таких ворот цельное, поэтому они очень прочные. Долговечности ворот способствует и оцинковка и гальванизация деталей. Ворота обеспечивают теплоизоляцию помещения за счет плотного прилегания щита к стене проема.
Распашные ворота могут открываться как вовнутрь, так и наружу. Конструкция состоит из двух несущих рам и их облицовки. Как и другие виды автоматических гаражных ворот, распашные могут быть оснащены электроприводом с дистанционным управлением и аварийным разблокиратором на случай отключения электроэнергии. Приводы для распашных ворот существуют как для наружной, так и для скрытой установки. Автоматические распашные ворота редко используются для гаража, поскольку требуют большого свободного пространства для открывания створок. Гараж с такими воротами сложнее утеплить, и после утепления вес ворот увеличивается.
В последние годы стали популярны откатные ворота. В их конструкции используется специальная профильная балка, движущаяся по двум жестко закрепленным на бетонном основании кареткам. Полотно таких консольных ворот приварено сверху к балке и составляет с ней одно целое. Ворота могут быть "прозрачными" (простая решетка, ажурный кованый узор, чугунное литье) или с облицовкой разных типов (гладкий или профилированный стальной лист, деревянная или виниловая вагонка). Иногда их оснащают электромеханическим приводом, управляемым кнопкой и пультом дистанционного управления.Преимуществами такого откатного устройства являются экономия пространства, отсутствие необходимости очистки площадки перед воротами, легкость открывания, возможность изготовления ворот с шириной проезда до 8 м.
Рулонные (роллерные) ворота подобны жалюзи-рольставням: при открывании полотно сворачивается в рулон и наматывается на вал, расположенный в защитном коробе. Короб может быть установлен как внутри, так и снаружи гаража. Рулонные ворота занимают мало места. Они самые недорогие из автоматических гаражных ворот, но несколько уступают другим по надежности.
Несмотря на то, что всеми видами ворот можно управлять вручную, наиболее удобными являются гаражные ворота с электронным микропроцессорным приводом. Нажимая кнопки на радиопульте, можно не только управлять воротами, но и включать дополнительную подсветку помещений со двора. На современном украинском рынке представлены приводы многих зарубежных производителей SEA, Nice, Came, Marantec, Lift Master. Большинство моделей приводов во время работы потребляет всего 240-260 Вт электроэнергии и не требует специального технического обслуживания.

ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОГО РЫНКА ГАРАЖНЫХ ВОРОТ
О ТЕНДЕНЦИЯХ
В настоящее время на рынке гаражных ворот наблюдается заметный рост спроса: потребитель оценил качество предлагаемой продукции. Характерной особенностью в последние годы стало появление компаний, собирающих секционные ворота самостоятельно из привозных комплектующих. И хотя таких фирм пока немного, эксперты сходятся во мнении: выгоднее собирать ворота здесь, в стране, чем привозить готовые под заказ. Правда, для операторов рынка это требует солидных капиталовложений, чтобы иметь в наличии склад. Ввоз же маленьких партий комплектующих для сборки нецелесообразен из-за серьезных транспортных расходов.
Несколько другая ситуация с рулонными воротами — на рынке активно представлена как привозная, так и собранная "на месте" продукция.
Специалисты фирм чаще всего советуют устанавливать секционные, аргументируя это тем, что рулонные ворота не имеют той прочности и жесткости, которая необходима для закрытия гаражного проема. Один из опрошенных нами операторов рынка вообще выразился достаточно категорично: тот тип роллет, который используется для комплектации ворот сейчас, абсолютно не подходит для гаражных ворот; скорее, это продукция именно для окон. Полностью согласиться с подобным мнением сложно: на рынке активно представлены импортные модели роллетных ворот (например, немецкая Hormann), которые представляют собой специальную конструкцию именно гаражных ворот.

О СПРОСЕ И ЦЕНЕ
Как утверждают специалисты, спрос на различные типы гаражных ворот, кроме ценового фактора, вплотную зависит от местонахождения гаража клиента. Если говорить о том, что именно привлекает покупателя — дизайн, утепление конструкций, оснащение системами безопасности, то трудно выделить что-то определенное, скорее, интересует все в комплексе.
Средняя стоимость на современные гаражные ворота — вопрос сложный: ворота могут быть разные — по размеру, дополнительным функциям. На роллетные называют цену в эквиваленте 75 долл. за 1 кв. м, к которой следует приплюсовать стоимость автоматики. Секционные обойдутся как минимум на 15% дороже.
Показательной может быть динамика цен за последний год. Голландские секционные ворота фирмы Thermoline год назад стоили:
— самые маленькие, размерами 2400x1870 мм — эквивалент 834 евро или примерно 960 долларов. Сейчас они обойдутся в эквивалент 700 долларов.
— самые большие, размерами 5400x4920 мм плюс, разумеется, дистанционное управление, защита от разрыва и так далее — год назад обошлись бы покупателю в эквиваленте 4526 долларов; сейчас это удовольствие уже будет стоить 3550 евро или 3910 долларов.
Сегодня стоимость на импортируемые комплектующие рассчитывается уже в евро, однако отечественный клиент пока по привычке перекладывает стоимость в долларовом эквиваленте.
Очевидна еще одна тенденция рынка — заметное снижение стоимости продукции. Особенный спад цен наблюдался в конце прошлого — начале текущего года. В настоящее время они стабилизировались, по мнению большинства операторов, на оптимальном уровне, и дальнейшее снижение цен на ворота не прогнозируется. Главная причина снижения цен — конкуренция. Влияют и другие факторы, например, некоторое время назад импортные гаражные ворота подорожали в связи с ростом курса евро. Сегодня фирмам приходится снижать процент прибыли для удешевления ворот. Навстречу идут и зарубежные фирмы-производители — так проявляется конкуренция уже в общеевропейском масштабе.

О СЕЗОННОСТИ
Продажи на рынке гаражных ворот сильно зависят от сезонности. Спрос, конечно, круглогодичный, но есть различия в продаже по месяцам. Одни операторы называют пиком середину лета — первый месяц зимы. Максимум продаж, по их мнению, определяется тем, что люди в этот период строятся, заказывают ворота. Под зиму же процесс постройки заканчивается или прерывается, и граждане стремятся побыстрее закрыть свое хозяйство от холодов и непогоды. Другие представители рынка делают акцент на температурном режиме. Они утверждают, что продажа ворот вырастает с повышением температуры воздуха и начинается с середины апреля до Нового года. Коррективы бывают в случае неожиданных потеплений. Третьи эксперты настаивают: пик сезона — это именно осень, полный спад — февраль и март. Не густо с продажами, по их мнению, и в августе. Это сезон отпусков, и бум покупок затухает, а вот с осени, к приближению холодов, покупатели стремятся закрыть проемы и въезды.

О ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ
Отечественных производителей как секционных, так и рулонных ворот попросту нет. В основном на рынок поставляются европейские изделия. Это продукция фирм Thermoline (Нидерланды), Hormann, Novoferm (Германия). Компания Hormann дает на свои ворота 10-летнюю гарантию, они сделаны из качественных материалов, удобны в использовании. Ворота производятся под любой проем — прямоугольный, со скошенными кромками, с верхней закругленной частью в форме сегмента или полуокружности. Открываются они вертикально вверх; если гараж находится на улице, практически обязательной принадлежностью является привод, когда ворота можно открыть с помощью устройства дистанционного управления. Для изготовления полотна ворот и рамы коробки используется горячеоцинкованная листовая сталь с синтетической грунтовкой из полиэстера. Соединение подвергнуто дополнительной обработке "вудгрейн", когда наносится слой пластмассы с имитацией под дерево — такая обработка дополнительно защищает от атмосферного воздействия и небольших трещин. Кроме стальных полотен, могут использоваться массивные деревянные из хвойной древесины, защищенной от вредителей и поражения синевой, а также вставки из натурального камня. Размеры немецких ворот — от 2250x1875 до 5000x2250 мм.
Ворота Thermoline — со стальным покрытием, защищенным способом глубокого гальванизирования и покрытого эфирным слоем, защищающим от коррозии. В секциях ворот равномерно распределена филенка, они утеплены полиуретаном. Четыре стандартных цвета — белый, темно-коричневый, зеленый и стальной. Легко поднимаются рукой благодаря пружинному механизму, но предусмотрена и установка радиоуправляемой автоматики.
На украинском рынке представлены алюминиевые роллеты польской, итальянской, немецкой фирм. Хорошего качества роллеты производит белорусский производитель роллетного профиля "Алютек".
add company