Главный списокОкна, двери, перегородки

Куда смотрят французы



Самое главное для французов — чувство прекрасного. Их дома часто обставлены антикварной мебелью, стены обтянуты дорогими тканями, на стенах — уникальные картины, одетые в роскошные рамы. Чтобы сохранить эти сокровища, хозяева готовы на любые жертвы. Что же может повредить красоте мебели и картин? Свет! Поэтому окна тщательно задрапированы и почти не пропускают солнечных лучей. Шторы на подкладке. Она нужна еще и для того, чтобы ткань не выгорала на солнце, ведь подчас портьеры стоят не меньше, чем полотна художников, и покупаются хозяевами раз в жизни. Ткани выбираются самые дорогие: шелк, тафта, муар, реже бархат. Однако ни в одном французском доме вы не увидите традиционных немецких и российских драпировок, когда окно сначала закрывают тюлем, а поверх — плотными шторами.

Каких только видов окон не придумало человечество за долгую свою историю! Берлинское, «бычий глаз», веерное, венецианское, флорентийское... А вот окна французского в этом списке нет. Потому что «своего» окна французы так и не создали: его современный облик позаимствован ими у итальянцев в эпоху Возрождения. До этого времени во Франции окно как архитектурная деталь существовало лишь в церковно-храмовой архитектуре. В жилых зданиях оконный проем выполнял чисто утилитарные функции: пропускал немного дневного света, а в замках в дни войн служил амбразурой.
Франциск I из своих итальянских походов привез много новшеств. Едва ли не главным из них было иное отношение к красоте. Королевские замки превратились в элегантные дворцы с богато украшенными на итальянский манер фасадами и интерьерами. Наконец-то у окна появляется не только служебная функция: оно превращается в настоящий декоративный элемент.
«Оконная» стилистика во Франции не претерпела принципиальных изменений на протяжении веков. Очень гибкие во всем, что касается эволюции эстетических принципов, зачастую сами законодатели мод, французы проявляют завидный консерватизм в оконной архитектуре. Возможно, поэтому и Париж, и другие французские города, какой бы новой застройке они ни подверглись, сохраняют свой прежний облик.
Главную роль на первых этажах дворцов и аристократических особняков, в том числе и новых построек этого типа, призван играть вход, поэтому окнам здесь обычно не уделяют большого внимания. Зато второй этаж — парадный, и окна здесь соответствующие: во всю высоту помещения, от пола до потолка, створки двойные, распахивающиеся, с тонкими переплетами — торжественные залы должны быть залиты светом! Третий этаж жилой, окна небольшие. У них одна задача — пропускать свет и не выпускать тепло. Наконец, чердаки: им «выделены» лишь небольшие вентиляционные окошки. Идея украсить эти окна лепниной пришла в голову архитектору Франсуа Мансару, создателю Версальского ансамбля, — теперь они называются мансардными.
Барон Османн, заказывая в середине XIX века модель идеального парижского дома, просил архитекторов учитывать все особенности классических особняков. Османновские дома шести-семиэтажные, но, так же как и во дворцах, каждому этажу соответствует своя форма окна. Самые элегантные окна на третьем этаже — он почетный. Тогда же и появилось то, что в России стали называть французским балконом, — распахивающаяся балконная дверь, огороженная узорчатой литой решеткой. Балкона в традиционном смысле слова не существует — только иллюзия. Именно эти окна-балконы и создают истинно парижскую атмосферу. Еще одна отличительная черта французского окна — отсутствие подоконника: ни цветов развести, ни лампу поставить. Нет во французском языке и выражения «зайти на огонек». Большинство окон по вечерам наглухо закрыты: изнутри светонепроницаемыми шторами, снаружи — ставнями.
Множество французских квартир выходят в глухие дворы-колодцы. Чтобы как-то скрасить жизнь в этих мрачных помещениях, широко используют витражи — они создают теплый свет и скрывают проходящие по стенам канализационные трубы. Если же «тыловые» окна выходят в сад, квартиры в таком доме будут стоить намного дороже: за красивый вид приходится платить.
Во второй половине XX века французы стали строить дома, окруженные по периметру широкими террасами, от помещения они отделены «стеклянной» стеной (bow-window). Некоторые иронично называют такие дома аквариумами, но, несмотря ни на что, поклонников у подобной архитектуры довольно много. Хозяева превращают широкие террасы в сады, благодаря чему создается ощущение жизни на природе.
Каждому стилю интерьера соответствуют и занавеси. Интерьер Людовика XIV, так же как и стиль Директории, требует голубых или белых штор из тафты. В эпоху Реставрации портьеры делали из бледно-серой гофрированной ткани и подвязывали их тяжелыми шнурами с кисточками. Окна времен ар деко — контрастные со стенами занавески из муара. Огромное внимание французы уделяют деталям, драпировке верхней части портьеры: глубокие складки, «лапки», банты... Часто используют ламбрекены, тяжелые шнуры для подвязки штор, бахрому, помпоны. Оценить саму форму окна за подобной декоративностью практически невозможно.
Однако немало французов выбирают современный минимализм. Тогда в ход идут тончайшие ткани, например разноцветная органза, или привычные портьеры заменяются поднимающимися шторами (по-французски они называются store-bateau). Особенно модны деревянные жалюзи, их на заказ и почти из любой породы дерева делают сейчас многие магазины и оконные мастерские. В последние годы французов, как и многих европейцев, обуяла страсть к новизне: все стали заменять традиционные окна на двойные стеклопакеты из ПВХ, алюминия или дерева. Они, несомненно, более практичны — не пропускают ни городского шума, ни холода, но у них много противников по соображениям эстетическим. Окна из ПВХ и алюминия прекрасно вписываются в современную архитектуру, однако эти материалы не позволяют повторить старинные формы, например, узкие окна, состоящие из маленьких квадратов. К тому же цветовая гамма у них достаточно бедна.
Важная деталь французского окна — оконная задвижка. На протяжении веков она служила декоративной деталью и никогда не пряталась под переплет. Классическая французская задвижка носит название «волчья пасть». Одна из створок имеет закругленный край, другая — с пазом: закрываясь, она как бы перекрывает первую. На второй створке крепится шпингалет, он идет вдоль всей длины окна, и при повороте ручки стержень входит в пазы, расположенные в нижней и верхней части окна. Более старые модели, так называемые «эспаньолки», закрывались на обычную защелку. Естественно, что ручку шпингалета, как и пазы, стараются украсить как только возможно: ведь это очень важный декоративный элемент. И хотя давно изобретены более удобные и надежные задвижки, французы остаются, как всегда, верными традициям и даже новые окна предпочитают закрывать на старый манер. Есть и такие, кто закрывает окно современными способами, а старую модель задвижки устанавливает в виде чистой декорации.
add company