Окна: update

02.11.2006
Утепление окон — как ни странно, все еще довольно слабо освоенная ниша даже на московском рынке, не говоря уже о регионах. Так, в столице услуги по защите от сквозняков и автомобильных выхлопов предлагают всего-навсего около 25 фирм. В то время как потенциальных клиентов — миллионы.

Потребители услуг фирм, предоставляющих сервис по утеплению окон, — это люди, которые в силу разных причин пока не в состоянии потратиться на установку качественных стеклопакетов, но уже устали от сквозняков и готовы платить от двух до шести долларов за погонный метр, чтобы почувствовать заветное тепло в доме. Ну, а для старта такого бизнеса потребуется совсем немного: полторы-три тысячи долларов вполне могут окупиться за один сезон.
“Окно в мир можно закрыть газетой”. Так утверждал Ежи Лец. И, нужно признать, нашел немало последователей среди обитателей постсоветского пространства. Годы практических экспериментов показали также, что повысить герметичность оконных рам можно еще и при помощи ваты, смоченной в молоке бумаги, поролона на клейкой основе, замазки и скотча. Применив один из таких народных методов, всю зиму затем можно делать вид, будто из окна совершенно не дует. Вот только весной придется снова отмывать и отдирать все эти тщательно наклеенные художества.
Не так давно казалось, что решить проблему сквозняков, шума и пыли в квартирах можно лишь радикально — сменив старые окна на новые стеклопакеты. Однако семейный бюджет большинства россиян до сих пор таких трат выдержать не способен. И все же альтернатива народным методам есть. Вновь (после исчезновения знаменитой фирмы добрых услуг “Заря”) появилась такая услуга, как ремонт и утепление старых окон.
…Бригада энтузиастов во главе с Владимиром Пригожиным начала предлагать москвичам подобный сервис несколько лет назад. Инициативный предприниматель с высшим техническим образованием как-то увидел на стенде фонда занятости объявление о предоставлении субсидий под “свой бизнес”. Подробно изучил ремонтную технологию, дарующую старым “светопрозрачным конструкциям” вторую жизнь, написал бизнес-план, подал заявку и — получил государственные деньги. 20 тысяч рублей. А боевым крещением фирмы “РЕОН-ФМ” стала работа на первом крупном объекте в 1999 году. Это был жилой дом в Санкт-Петербурге. Обычная “хрущоба”, продуваемая всеми ветрами.
Известный в Европе вот уже тридцать лет способ борьбы со сквозняками и пылью под названием Euro-strip российскими предпринимателями был адаптирован. Ее усовершенствовали (все-таки у нас страна инженеров и конструкторов!) с учетом особенностей российских окон и с успехом испытали на практике. Суть технологии в том, что трубчатый эластичный ремонтный уплотнитель врезается непосредственно в древесину и — после подгонки створок и замков, а также герметизации стекол — надежно перекрывает все щели между рамами и створками независимо от размера щелей. Уплотнители имеют хороший температурный диапазон, к ним не пристает краска, при установке используются дешевые фрезы, а материал легко ложится в пазы. Кстати, выпуск аналогичных уплотнителей в ближайшее время будет освоен и в нашей стране, что должно значительно снизить себестоимость расходных материалов.
Восстанавливать таким способом удается самые старые окна, порой даже и вовсе “убитых” пятидесятилетних ветеранов, сработанных еще по древним ГОСТам. В итоге тепловые потери даже таких окон сокращаются на 30%, повышается их шумо- и пылеизоляция. Но главное — не дует!
Потенциальный объем рынка таких услуг эксперты оценивают весьма оптимистично. Сегодня в России эксплуатируется более 700 млн. кв. м так называемых неэффективных окон старых конструкций в жилых помещениях, а также около 800 млн. кв. м окон, витражей, фонарей верхнего света — в производственных и общественных зданиях. Итого — более 1,5 миллиарда квадратных метров! К тому же аргументами в пользу технологии капитального ремонта окон нередко являются климат северных регионов, продолжительный отопительный сезон и, может быть, в первую очередь, все еще невысокие доходы населения.
“Бизнес этот очень “живой”, — уверяет предприниматель Павел Гусельников, — с первого дня работы у нас уже были клиенты!” О таком направлении предпринимательства, как утепление окон и дверей, сам Гусельников услышал… на конференции в Риге в 1995 году. “Впрочем, стартовали мы только осенью 2002 года, — вспоминает Павел. — Закупили специальное оборудование, уплотнитель разного диаметра, изучили технологию и — начали. Сначала утеплили окна и двери у знакомых практически по себестоимости, с минимальной “накруткой”. Затем дали объявление в газеты, на кабельном телевидении. И заказы пошли. Так что за первый месяц нам удалось заработать более тысячи долларов”, — вспоминает Гусельников.

Окна роста
Сегодня для воплощения этой бизнес-модели в жизнь потребуется как минимум 1300–1500 долларов. Расчет примерно таков: 850 — на оборудование (наиболее популярный набор: концевая фрезеровочная машина Virutex, чешская дисковая фрезерная машина Protool, промышленный степплер и закаточный ролик). Еще 480–500 долларов уйдут на километр уплотнителя разного диаметра и скобы. 100–150 долларов — на регистрацию документов и рекламу.
Впрочем, сверхприбылей в этом бизнесе ждать не стоит, уверяют игроки. “Работа очень трудоемкая, но она позволяет нормально жить. Прибыль же зависит от размера заказа. Чем он больше, тем выше и прибыль”, — отмечает Юрий Краснов, главный менеджер ООО “РЕОН-ФМ”.
Стоимость уплотнения одного погонного метра для клиента варьируется от 1,7 доллара в регионах до 6 и более — в столице, причем расценки зависят от материала применяемого уплотнителя (силикон или термопласт) и необходимости осуществления других работ (ремонта, шлифовки, отделки, окрашивания и т. п.). Кроме того, может понадобиться вымыть окна, и это также оплачивается дополнительно.
Так сколько же можно заработать на ремонте старых оконных конструкций? “Если работать хорошо, будешь иметь до трех заказов в день, а это порядка 80–100 долларов. Поначалу будет очень непросто. Но если руки “растут откуда надо”, то любые проблемы разрешимы”, — уверяет Павел Гусельников.
В столице услугу по реанимации окон оказывают около 25 предприятий и частных предпринимателей. Если же говорить о регионах, то такой бизнес зарождается сегодня во многих городах. Однако на рынке все еще совершенно не тесно, так что конкуренции большинство его участников вообще не замечает. “Мы практически не видим друг друга”, — смеется Юрий Краснов. Действительно, спрос велик, а сама по себе услуга только-только начинает “раскручиваться”. Значит, о соперниках на первых порах можно вообще не думать.
Так что куда более реальная опасность исходит вовсе не от других ремонтных фирм, а — от производителей новых окон. Ведь новое, как известно, лучше старого! Хотя с этим утверждением специалисты “РЕОНа” готовы поспорить. В частности, благодаря новостройкам на рынке оконного ремонта появилась еще одна неосвоенная ниша, и она, по словам Краснова, огромна. Это так называемый ремонт “евроокон”. С неожиданными поломками сталкиваются как обладатели низкокачественных новых “пакетов”, так и владельцы дорогостоящих и качественных, однако установленных в полудикие 90-е годы. Производители в те времена нередко забывали инструктировать клиента о том, как ухаживать за удобной, но все-таки весьма капризной продукцией. С этой услугой пока еще не все ясно даже специалистам, однако, как утверждают многие эксперты, потенциал у такого направления бизнеса, как ремонт евроокон, есть и — немалый.

Реклама
Начинание Владимира Пригожина в свое время поддержала префектура Южного округа столицы, компании удалось запустить рекламные блоки в эфир с рассрочкой платежа. Правда, аккурат в это время сгорела Останкинская башня. И все же за первый сезон холодов компания набрала немало заказов. Кстати, большинство наших комментаторов очень рекомендуют использовать рекламу в прессе, в том числе — в газетах бесплатных объявлений.
Своим опытом делится и Павел Гусельников из сопредельного Казахстана. “У нас в Кустанае самым эффективным способом рекламы оказались именно газеты. На них мы и остановились в своем выборе. Но мой знакомый из Владивостока, также занимающийся утеплением, делает упор на телевидение и факсимильную рассылку рекламы по предприятиям и организациям, причем у него этот способ оказывается наиболее удачным. Реклама на подъездах — тоже неплохой вариант. В общем, экспериментируйте!”
Манной небесной для ремонтной фирмы являются муниципальные заказы. Объемы работ здесь, как правило, велики, и порой есть шанс даже вовремя получить причитающиеся деньги. И все же многие предприниматели пока побаиваются иметь дело с властями. Все-таки чаще всего оплачивать услуги они стремятся по себестоимости, а рыночную цену считают “неподъемной”. Ну и, наконец, клиентура, представляющая властные структуры, нередко рассматривает сам факт работы на себя как чуть ли не высшую награду для исполнителя. Старая песня…

Чувствительные руки
Поскольку ремонт окон — дело непростое, от мастера требуются не только элементарное владение инструментом, но и смекалка, сообразительность, изобретательность. И, как говорят руководители ремонтных фирм, — чувствительные руки.
Заработная плата мастеров, как правило, устанавливается в процентах от заказа. Тем более что эксперты уверяют: за годы практики сложились определенные внутренние расценки на стандартные и нестандартные работы. Бывает так, что мастер отремонтирует все створки за час, а вот на последней — застрянет. Так что оплата идет не за время, потраченное на конкретное окно, а — за объем, погонные метры. На обучение новичка уходит в среднем два месяца. Сначала опытные мастера просто берут его с собой на объекты. Затем доверяют несложные операции. Следом — первое окно. Ну, а спустя некоторое время толковый ученик уже способен приниматься за полноценный заказ самостоятельно.
“У нас работают трое: диспетчер и двое на объектах. Если объем работ невелик (квартира или офис), то справляется один человек, — рассказывает Павел Гусельников. — Если же объект большой, трудятся оба мастера, а одного разнорабочего нанимаем “на подхват”. Таким же образом действуют в “РЕОН-ФМ”. Но здесь еще и создали базу данных специалистов, которые в жаркое время помогают справляться с сезонным пиковым ростом заказов. В итоге за осень одна фирма способна отремонтировать за месяц до тысячи окон.
Сезонность — вообще говоря, одна из ключевых особенностей этого рынка. “Когда наступает мертвый сезон, часть рабочих мы отпускаем на вольные хлеба с инструментом. А когда они вновь понадобятся — вызываем, — делится опытом Юрий Краснов. — Понятно ведь, что платить постоянную зарплату в отсутствие заказов — накладно!

Как не вылететь в окно
На обслуживание одной квартиры в среднем уходит целый день. Впрочем, несомненное преимущество услуг по утеплению окон состоит в возможности выполнять работы практически в любое время года. Другое дело, что российский клиент до сих пор не хочет готовить сани летом и не заказывает ремонт окон круглогодично.
Пик, по традиции, приходится на осень и часть декабря. Это самая жаркая пора. Но в январе наступает затишье, которое длится до самого марта.
Бороться с “сезонным фактором” частично помогает диверсификация, расширение спектра услуг. Так, “РЕОН-ФМ”, помимо основных работ, предлагает еще и установку декоративных накладок на подоконники, замену подоконников, межрамные гофрожалюзи, низкоэмиссионные пленки, пропускающие свет, но отражающие тепловое излучение, и, наконец, противомоскитные сетки — летом.
Установка солнцезащитной пленки — также все более востребованный сервис. Здесь пик заказов приходится на февраль-июль. По профилю эти услуги находятся рядом, но с точки зрения сезонности удачно “перекрывают” друг друга.
“Когда-то мы были первыми. Без денег, с одним комплектом инструмента. Но теперь благодаря рекламе, профессиональным выставкам и демократичной политике по отношению к “самоопределению” рабочих (так, многие из первого состава нашей фирмы открыли собственные предприятия) в Москве и регионах постепенно складывается конкурентная среда вокруг услуг по ремонту и утеплению окон. И это здорово”, — резюмирует Юрий Краснов.

Секреты мастерства
Некоторыми своими секретами сотрудники фирмы “РЕОН-ФМ” посчитали возможным поделиться с читателями “Бизнес-журнала”. Впрочем, пригодится эта информация и тем, кто готовится воспользоваться услугами борцов со сквозняками.
· Для каждого случая существуют стандартные приемы установки уплотнителя. В случае деревянных конструкций практикуется фрезерование по периметру и установка уплотнителя по замкнутому контуру в сделанный паз. А при уплотнении металлических, пластиковых или несъемных деревянных конструкций силиконовые профили устанавливаются с применением герметика или крепятся скобками при помощи степплера.
· Переносную электрическую фрезу используют вместе с пылесосом, чтобы снизить выброс пыли и опилок во время работ. В свою очередь размер и сорт материала уплотнителя выбираются в зависимости от ширины щелей на окнах и дверях. Нельзя допускать, чтобы сжатие уплотнения превышало половину его диаметра, однако уплотнитель должен быть всегда слегка сжат между коробкой и оконной или дверной створкой.
· В современных окнах уплотнения устанавливаются на внутренней оконной створке и на внутренней коробке оконной рамы. По желанию заказчика может быть выполнено одновременное уплотнение и внешней оконной створки. Однако не допускается уплотнение только внешней оконной створки.
· Утепляя окна, важно обеспечить поступление воздуха в помещение. Сделать это можно, оставив неуплотненную щель длиной 10 см посредине окна на верхней части рамы. При этом щель можно закрыть губчатым уплотнением (например, поролоном), чтобы воспрепятствовать попаданию пыли в помещение. Впрочем, уплотнение не нужно прерывать в тех квартирах, где проход воздуха обеспечивается специальными впускными отверстиями.
· Щели на окнах и дверях лучше всего измерять при помощи… пластилина — пластилиновый шарик, завернутый в целлофан или фольгу, не приклеивается и не пачкает окно во время измерения.
· Во время монтажа уплотнитель нельзя натягивать.
add company