Главный списокАксессуары в интерьере

Приватная красота (часть первая)



«Приобщенность к искусству — удел великих» — говорили римляне. Сегодня же произведения искусства стали воистину предметами широкого потребления, призванными подчеркнуть индивидуальность наших жилищ. Причем в последнее время все реже встретишь в городской квартире милые сердцу наших мам и бабушек репродукции картин Васнецова, гипсовую Венеру или незатейливую чеканку. Зато все чаще там можно увидеть творения модных художников-авангардистов или портреты хозяев дома. И хотя подобные вещи не всем по карману, найти симпатичное полотно или скульптуру, которые могут стать яркой доминантой ваших апартаментов, вполне реально. Надо лишь знать, что и где искать…

Цветные радости

Период повального интереса к современной живописи на Западе пришелся на 80-е годы прошлого столетия. Тогда каждый уважающий себя европеец старался украсить свой дом работами немецких, итальянских и американских художников. В Украине в это время такое могли себе позволить немногие. Однако за последние годы ситуация изменилась, и украшать интерьер произведениями живописи вновь стало считаться хорошим тоном. Естественно, выбирая конкретную картину, большинство покупателей ориентируется прежде всего на свой вкус. Но опытные коллекционеры учитывают и то, насколько выгодно такое вложение капитала. Ведь произведения талантливых современных мастеров с годами растут в цене.

«Всегда есть спрос на тот или иной стиль живописи, ведь художник словно листает страницы истории, выражая в своих работах дух времени, — рассказывает директор галереи «Триптих» Татьяна Савченко. — Почему во всем мире на протяжении последних десятилетий самым востребованным жанром остается импрессионизм? Да потому, что после появления фотографии академический реализм в значительной степени потерял свою значимость. Современные художники передают на полотне скорее не натуру, а свои настроения и впечатления от увиденного». По всей видимости, европейцы раньше нас поняли красочный и чувственный язык украинской авангардной живописи. Потому как они охотно покупают полотна наших самобытных мастеров: что ни говори, а хорошая картина придает особый шарм любому интерьеру.

Кстати, выбор произведений искусства для своих жилищ большинство людей на Западе доверяет профессионалам — галеристам и дизайнерам, причем последние нередко сами выполняют эскизы полотен, которые они хотели бы разместить в интерьере. У нас подобная практика пока не прижилась. «На сегодняшний день в Украине существует несколько категорий потребителей произведений искусства. Одни покупают, как говорится, для души (к сожалению, таких меньшинство). Другие рассматривают картины, скульптуры и прочее как выгодное вложение денег. Ну, а третьи просто стремятся сделать оригинальный подарок коллегам по работе, родным и друзьям. Ведь престижными машинами и дорогими ювелирными украшениями нынче уже никого не удивишь, так что приходится искать новые, еще не «избитые» варианты», — говорит Татьяна Савченко.

«Век перемен» вносит свои коррективы в сознание художников. Кроме красок и кисти, в арсенале современных живописцев все чаще появляются ткань, глина, металл и другие, казалось бы, несовместимые с классическим искусством материалы. По словам руководителя дизайнерского бюро «Висеймон» Валерия Симоненко, картины с элементами мозаики, текстиля или скульптуры все чаще «находят себя» в интерьерах киевских квартир. Тем не менее, как отмечают эксперты, в большинстве своем украинцы по-прежнему питают слабость к полотнам в духе реализма. Ничего удивительного здесь нет — эти люди воспитывались на картинах Репина и Шишкина, и такое искусство они понимают, чего не скажешь, например, об абстракционизме. Потому обвинять их в этом не стоит. Тем более, что воспринимать знакомые, реальные предметы значительно легче, нежели вникать в сложные абстрактные образы...

Самая востребованная нынче живопись — выполненная маслом на традиционном холсте. А вот акварель, офорты и графика, представленные в киевских галереях, пользуются спросом в основном у иностранных туристов. Впрочем, такое понятие, как «спрос», по отношению к живописи вообще применить сложно. «Дело в том, что произведения искусства — совершенно особый товар. И перед галеристами сегодня стоит непростая задача: найти покупателя, который не только желает приобрести картину, но и располагает необходимыми для этого средствами. Ведь приличное полотно стоит несколько тысяч долларов», — утверждает Татьяна Савченко.

add company