Главный списокАксессуары в интерьере

Часы как метафора времени



Сначала земля всегда была открыта лучам Солнца, и длился бесконечный день. И жили на земле дети Света, Яма и Ями, муж и жена. Пришло Яме время умереть, и он умер. Заплакала Ями от горя, и не было этому плачу конца. Всполошились боги и спустились на землю, чтобы утешить Ями. Но она все твердила сквозь слезы: "Он же умер сегодня, только сегодня". И это было правдой, ибо и рождение, и смерть - все произошло в этот бесконечный день. Тогда боги создали ночь, чтобы даровать Ями забвение. С тех пор день сменяется ночью, а ночь - днем. (Из ведийской мифологии)

И с тех пор появилась возможность время измерять. Поначалу таких крупных временных величин - ночи и дня - было достаточно. Спать ночью, днем - жить. Но жизнь усложнялась, дневных дел становилось все больше, требовалось внести некий порядок их выполнения. Время стало дробиться, и понадобилась его мера. Появились часы.

Первыми часами мог стать только естественный эталон времени - Солнце. По его положению на небосклоне определяли, как много времени еще осталось до темноты. Но на солнце смотреть больно, да и непочтительно: Солнце - бог. Приемлемый компромисс: следить за движением солнечной ладьи (колеса, колесницы) - по следам, оставляемым на земле. Следы солнца - тени. Простейшие теневые часы были устроены так: прямая шкала на песке и стержень, отбрасывающий тень на шкалу. Подобная прямолинейность противоречила кружению солнца по небу, а потому не прижилась.

  Метафоричные часы Х. Доннера "Time Dimension" тоже теневые, но механические и изжившие прямолинейность египетского прототипа. Солнце тут тоже не причем, тень создается изломом поверхности вращающегося циферблата, три надломанных кольца - часы, минуты, секунды, четкая граница света и тени, затененное прошлое и освещенное будущее, а, может, логичнее - наоборот?

Идея истинных Солнечных часов, имеющих в основе своей движение по кругу, родилась в древнейшем Египте и благополучно живет в веках, совершенствуясь в технологии и точности выражения. В египетских солнечных часах острый конец гномона (гномон - вертикаль в центре солнечных часов) отбрасывал четкую темную тень на круговую шкалу, проводя тем самым однозначную строгую грань между ушедшим и наступающим временем, между миром мертвых (вещей, событий, людей: всего оставшегося в прошлом) и миром живущих. Но не все так беспросветно. Возвращение циклов, повторяемость жизни, ежегодные гибель и возрождение Осириса, ежедневное падение солнца в преисподнюю с обязательным его воскрешением на рассвете - все это вселяет надежду. На неизменность порядка и на новую жизнь после смерти.

Греческая версия солнечных часов намного ближе к своему природному прототипу. На конце гномона - маленькое круглое отверстие - "солнечное око". По шкале-небосводу движется не граница света и тьмы, а светящаяся точка - маленькая копия солнца.

  Современные авторы часов иногда тоже чувствуют эту связь времени и солнца, такую прямую и очевидную, и потому почти не замечаемую. В часах "Planet" В. У. Вагнера нет тени-стрелки. Главный указатель времени - солнце, оно же и ведет главную (часовую) партию этих часов. У солнца есть луч. Это - для минут. Истинно СОЛНЕЧНЫЕ часы - прямая метафора небосклона, Солнца и бесконечности времени.

Если дневное время (по крайней мере, в солнечные дни) измерялось довольно незамысловатым способом, то измерение ночного - по звездам - было по силу только специалистам-астрономам. А, кроме того, погода… Облачное небо самовольно "выключало" природные часы.

Получить некоторую независимость от капризного неба позволили прирученные эталоны времени естественного происхождения: текучесть воды и поглощающая способность огня были измерены и использованы в часах.

Клепсидра - водяные часы - была простой конусообразной чашей с отверстием на дне и делениями на стенке. Время-вода вытекало из чаши капля за каплей, секунда за секундой, впитываясь в почву и исчезая навсегда. Тоже своего рода метафора. Но уже не солнечного круговорота и постоянства, а невозвратности, конечности, линейности времени. То, что прошло - прошло навсегда, тонкие ручейки из многочисленных клепсидр сливаются в широкое русло той самой реки, в которую можно войти лишь единожды. Зато жидкое время можно было остановить, заткнув отверстие чаши пробкой.

Принцип действия водяных часов переняли часы песочные, в которых время уже никуда не исчезает, а только пересыпается из одной стеклянной ладони в другую Но: время в таких часах всегда ограничено. Если песок пересыпался, а мы не заметили момент окончания процесса, то будем знать только отмеренный минимум, а объективно - никогда. Маятник? Пожалуй, если не технологически, то метафорически к маятниковым часам песочный хронометр близок. И метафора - вот она, на стеклянной ладошке: время качается между двумя полюсами - днем и ночью, старым и новым, прогрессом и деградацией.

  Песочные часы-светильник дизайнера P. Tanzi по своей мифологической сущности находятся где-то между древними песочными и огневыми часами. Позиционируются они, все же, как светильник, но с дополнительной хронометрической функцией. Все без обмана! Песок в наличии, часы работают. Освещена только одна колбочка. Верхняя или нижняя - зависит от ориентации часов и (или) желания хозяина. Что вам по душе ярко осветить: известное прошлое или смутное будущее?

Стихия огня использовалась для измерения времени на Востоке. Огонь выступал в образе мифического существа, пожирающего порции времени-материи: курительные палочки, масло или опилки. Сгорающее ароматное время курительных палочек с делениями заставляет задуматься о причинах вещей: то ли заметив равномерность сгорания палочек для окуривания помещений, стали использовать их и для отмеривания времени, то ли в медленно тлеющие часовые палочки стали добавлять ароматные вещества, чтобы нейтрализовать запах дыма.

Китайцы скручивали свои тлеющие часы-фитили в спирали. В них и окончательность ушедшего времени, и возврат в прежнюю точку, но на новом уровне, в них сочетаются безжалостность клепсидры и обнадеживающая идея гномона.

Точность теневых, солнечных, жидких и огневых часов была более или менее приемлемой для своего времени, но не идеальной. Новые времена требовали более строгого хронометража, который могли предоставить свежеизобретенные механизмы. Новых мифологических идей механические часы не принесли, только развили и дополнили идею солнечных часов, в основе которых - вращение. В солнечных часах всегда оставался сектор, на который не падала стрелка тени. Механические часы отличаются от солнечных постоянством времени: стрелка последовательно посещает все зоны циферблата. Новые часы соединили прошлое и будущее в бесконечное кольцо. На этом и остановимся, поскольку история механических и всех прочих часов - это уже история развития технологии, а не метафоры времени.

  Технология в квадрате - часы Инге Сэмпе - стрелочно-цифровой симбиоз. Часовая стрелка снабжена круглым табло с указанием цифрового эквивалента ее положения, точно так же и минутная. Избыточность информации или ее дублирование для надежности? А больше в этих часах ничего нет. Циферблата - нет… Просто автономные стрелки на стене. Сами по себе.

add company