Дом деятельного городского человека - это не только "место, где можно кинуть шляпу", это отражение статуса и стиля, показатель уровня жизни.

Времена, когда атрибуты стиля и благосостояния ограничивались одеждой, отошли в прошлое. Все помнят, как преуспевающий человек, подобно наложнице из гарема, стремился демонстрировать капитал самолично. Трехкомнатная квартира на шее, дача с "мерседесом" на запястье и улыбка на полмиллиона долларов - вот обобщенные приметы материального преуспеяния на тот момент. Сегодня ситуация изменилась. На первый план стали выходить ценности менее демонстративные и более реальные по сути.

Дом как продолжение личности человека, показатель образа жизни приобрел небывалое значение. Стало модным уделять внимание концепции жилья, вырабатывать которую приглашаются профессионалы: архитекторы, декораторы. В этом качестве часто выступают иностранные специалисты, поскольку есть страны, где опыт бытового искусства накапливался поколениями. Как бы там ни было, дом стал визитной карточкой, а мебель соответствующим знаком отличия. Дизайнеры всех стран, подобно именитым кутюрье, ведут неустанную борьбу за престиж своего имени. Сравнение с миром моды здесь не случайно.

В мебельном деле существуют практически все атрибуты модной индустрии от бутиков (шоу-румов) до специализированных показов. Каждый год известные мебельные фирмы выпускают все более совершенные и стильные модели, пытаясь привлечь к себе интерес. И речь идет не только о завоевании рынка, главная цель - стать признанным законодателем мебельной моды. Известнейшие ежегодные смотры в Кельне, Милане, Нью-Йорке, Париже, Сингапуре и других странах становятся полигоном величайших амбиций. Так что если кто-то считает, что мебель - это несерьезно, он глубоко заблуждается. Работы маститых дизайнеров становятся экспонатами музеев современного искусства, побеждают в конкурсах, получают престижные награды и премии. А сами фигуры, стоящие на мебельном Олимпе, устроены в этой жизни не хуже звезд шоу-бизнеса.

Разумеется, как и в любой другой сфере, связанной с модой и рекламой, в мебельном дизайне все очень стремительно меняется. Появляются новые брэнды, складываются корпорации, меняются рейтинги, рвутся старые отношения, завязываются новые. Устоять на ногах в этом бизнесе непросто. Поэтому, если фирма из года в год подтверждает свой статус на многочисленных выставках и участвует в имиджевых программах, это вполне может означать успех. Складывается он из многих компонентов и прогнозированию не поддается, но, достигнув успеха, компания выходит на новый уровень своего развития. Фирменный знак приобретает денежную ценность, а имена дизайнеров, пропущенные через рекламный станок прессы, получают путевку в рай.

С этого момента предметы, выпускаемые фирмой, перестают являться мебелью в утилитарном понимании этого слова. Теперь это - произведения искусства, объекты культа, узнаваемые и занесенные в анналы мирового дизайна. Соответственно, цены на такие вещицы парят высоко и на бренную землю не опускаются ни при каких обстоятельствах. В этой связи известно немало курьезов. Вот пример. Все, кто как-то связан с мебельной темой, помнят одну очень модную кухню (STRATO), которая была выполнена в единственном экземпляре и "ушла" прямо с мебельной выставки за скромную цену в $200 000. Или любимый народом стул (ALIAS), который, несмотря на свою банальную форму, собрал все мыслимые награды и по своей стоимости достиг абсурда. Одним словом, шутка "выбирай или стул, или автомобиль, дорогая" устарела и перестала казаться смешной.

Но если оставить в стороне экстравагантные случаи, то престижность марки измеряется факторами, ценность которых реальна. Привлечь известные имена - один из верных способов снискать успех. Например, с приходом прославленного Массимо Иоза Хини фирма GIEMMEGI резко ворвалась на "вершины хит-парадов". Его знаменитая кухня AMERICANA сразу стала суперпопулярной моделью и определила целое направление. Несколько сезонов подряд в моде царила идея адаптации профессионального кухонного оборудования к домашним условиям. Многие фирмы сделали на этом выручку, но основной дивиденд достался марке-изобретателю. Для компании СЕССОТТI, которая вяло перебивалась на поставках мебели для гостиниц, привлечение известного Роберто Лаццерони открыло доступ в сферы Высокого Дизайна. Сегодня фирма - одна из самых известных в Италии, а каждый выпускаемый предмет является коллекционным.

Также важным фактором общего престижа является разработка стиля, неповторимого и узнаваемого. Компания IL LOFT, выбрав для себя эпатажное направление, не устает поражать, шокировать и забавлять почтеннейшую публику новыми ежегодными затеями. Цветовые извращения, футуристические формы, а то и просто голая нумерология (дизайн небезызвестного Джорджио Сапорити) - все это определяет лицо фирмы. По части "отвязного" мироощущения не отстает от IL LOFT фирма POLTRONOVA, модели которой также довольно трудно спутать с конкурентами. Особую популярность эта мебель имеет в богемных кругах, где творческая и непринужденная атмосфера сочетается с требованиями имиджа.

Пресловутое качество материалов и фактур - условие, которого никто не отменял в разговоре о ценности модной мебели. Трудно отмахнуться от этой темы, особенно если учесть, что темп жизни ускоряется, и технологии должны этому соответствовать. Многие материалы возвращаются в нашу жизнь благодаря новым системам их обработки. К примеру, стеклянная мебель от REFLEX не уступает металлическим конструкциям по своей прочности, а ригинальный дизайн делает ее зрительно невесомой. Эта особенность высоко ценится в среде знатоков и ставит марку в один ряд с самыми "раскрученными" производителями. Кроме того, роскошь часто бывает нарочита проста на вид: мебель в категории "для тех, кто understan" подчас становится самой дорогостоящей. Удобство и выверенность каждой детали, годами сложившийся фирменный почерк (как у NUOVA METALMOBILE, например) ценятся не меньше экспериментальных "наворотов". Сегодня уже ни для кого не секрет, что дом деятельного городского человека - это не только "место, где можно кинуть шляпу", это отражение статуса и стиля, показатель уровня жизни. Помимо этого личные апартаменты все чаще становятся представительским центром, где проходят приемы и встречи. Поэтому, взяв высокую ноту в бизнесе или чем-то другом, приходится соответствовать.

Виктория Орлова, 2000, ноябрь 1999 г.

add company