Главный списокСантехника, канализация

Сантехника двинулась в регионы



По наблюдениям специалистов, центр активности на отечественном рынке сантехники переместился из Киева в регионы. Соответственно, вырос спрос в первую очередь на сантехнику низкой и частично средней ценовых групп: чешскую, китайскую, российскую и отечественную. Поэтому завершающийся год характеризовался небывалой активизацией отечественных производителей и малых торговцев, а также ростом интереса европейских компаний к украинскому рынку. Год активного роста Этот год практически все торговцы сантехникой оценивают как успешный. После вялого первого квартала, когда объемы реализации не перевыполняли прошлогодние, а у некоторых вообще снизились, с начала лета торговля сантехникой оживилась. По итогам последних 9 месяцев рынок вырос на 11—12% по сравнению с прошлым годом, а за весь этот год торговцы надеются продать санфаянса на $18 млн — это на 15—20% больше, чем в прошлом году. Активизация продаж происходила за счет регионов. Впервые специалисты отмечают смещение центра торговли сантехникой из Киева в города-миллионеры: Харьков, Днепропетровск, Донецк. Усилилась тенденция к переносу активной торговли в средние и небольшие города и даже поселки, вызванная активизацией ремонтных работ и индивидуального строительства, а также началом массового переоборудования гостиниц и заведений отдыха. В Киеве рост продаж постепенно замедляется, в то же время активно растет спрос на дорогую сантехнику. Специалисты объясняют это явление активизацией вторичного рынка небольших (одно-двухкомнатных) квартир, где новые владельцы делают довольно дорогие ремонты и, соответственно, устанавливают сантехнику высшего и среднего ценового класса. Заметное оживление продаж стало стимулом для предпринимателей в регионах. В средних и малых городах в течение этого года открылось немало специализированных магазинчиков. Заметно выросли объемы продаж и у тех региональных компаний, которые и раньше приторговывали сантехникой. Кроме того, немало строительных салонов и складов принялись торговать сантехникой, открыв соответствующие отделы. Отечественную сантехнику разбирают очень быстро Довольно быстрое развитие украинского рынка привлекает иностранных производителей. В этом году несколько европейских, в частности немецких, фирм открыли свои представительства. А вообще на украинском рынке появилось немало новой импортной продукции — один только «Агромат» подписал несколько дилерских соглашений. В первую очередь в Украину пришли производители недорогой сантехники — египетские, индонезийские фирмы, в выставках приняли участие болгары. На отечественный рынок вышли несколько китайских фирм, которые представили продукцию средней (и по цене, и по качеству) категории. Но лидерами продаж на украинском рынке сантехники остаются чехи — их доля рынка оценивается в 50—55%, а объемы реализации чешской сантехники вырастут в этом году еще на 22%. Хотя чешскую сантехнику немного потеснила на рынке, с одной стороны, более дорогая и лучшая испанская, которая сохранила за собой вторую позицию (20%), а с другого — более дешевая китайская. Вообще китайская, а также российская и отечественная сантехника существенно укрепили свои позиции на рынке благодаря активизации спроса в регионах, где покупатель беднее столичного. По словам специалистов, еще в прошлом году китайская сантехника, продававшаяся в Украине, была дешевой и некачественной, а та, что по качеству догоняла испанскую, стоила также не меньше, не будучи, в отличие от испанской, престижной в глазах покупателя. Но, как указывают керамисты, китайцы быстро научились делать недорогую качественную сантехнику, благодаря чему им и удался рывок на мировом рынке вообще и на украинском в частности. Российские производители, которых еще в позапрошлом году на украинском рынке вообще не было заметно, завоевывают украинского потребителя более изысканным дизайном и немного более высоким качеством, чем у отечественных производителей. Кроме того, увеличение объемов производства позволило россиянам немного снизить цены. В течение этого года очень изменилась ситуация на отечественных предприятиях: они заняли немалую долю украинского рынка, а уровень их загруженности вырос с 50—60 до 100%. Практически всего прироста производства впервые за несколько лет достигли за счет украинского рынка, тогда как раньше — благодаря экспорту в Россию. В частности, крупнейший отечественный производитель сантехники — славутский комбинат «Стройфарфор» — полностью отказался от бартера и все объемы реализации направил через созданный в Киеве Торговый дом «Стройфарфор». Эти меры, а также экспорт в Россию позволил славутянам аккумулировать немалые средства, которые направляют на строительство и модернизацию. В этом году впервые за годы независимости славутская сантехника стала дефицитом — купить на заводе оптовую партию стало нелегко. Поэтому «Стройфарфор» взялся за строительство нового цеха, которое сейчас завершается. Это позволит заводу увеличить объемы производства еще на 30%. Также славутский комбинат планирует купить новое оборудование, с помощью которого надеется решить проблемы сушки изделий и равномерности глазурования. Пологовский комбинат «Днепркерамика» также вскоре должен купить новую печь и машины для глазуровки. Таким образом отечественные предприятия собираются существенно повысить качество продукции уже в следующем году. В то же время укрепили свои позиции на рынке итальянские, шведские, английские и другие производители дорогой сантехники. Их продажа по сравнению с прошлым годом выросла на 15—20%. Цены на сантехнику на отечественном рынке, по данным торговцев, за последний год практически не изменились, только на китайскую и чешскую продукцию снизились на 5—7%. В следующем году аналитики прогнозируют дальнейший рост объемов продаж, такой же интенсивный, как и в этом. Быстрее всех, как ожидают специалисты, будут расти объемы реализации отечественной (на 20—25%) и китайской сантехники, которая немного потеснит испанскую и чешскую. Ожидается приход на украинский рынок сантехники из Черногории, где сейчас иностранные инвесторы строят ряд предприятий. В то же время будут расти объемы реализации дорогой сантехники. Двигатель рынка — жилищное строительство и ремонты санаториев Росту объемов продаж сантехники способствовало в первую очередь интенсивное жилое строительство. Однако 50—60% сантехники по-прежнему «поглощают» ремонтные работы. Рост спроса на сантехнику подтолкнула также активизация дорогих и не очень ремонтов по всей Украине. Наибольшие объемы продаж сантехники обеспечивают, по-прежнему, крупные строительные организации. Они ориентируются на прямые контакты с производителями недорогой продукции — украинскими, российскими и чешскими фирмами. В этом году заметно увеличились объемы закупок корпоративными клиентами. В частности, стало массовым переоборудование санаториев и баз отдыха, тогда как еще в прошлом году масштабные ремонты вели только отдельные престижные заведения отдыха. Крупные партии сантехники закупили столичные гостиницы среднего разряда. 70% приобретенной гостиницами и заведениями отдыха сантехники приходилось на дешевую продукцию, в частности, большую долю составляла отечественная сантехника. И только номера-люкс оборудовали эксклюзивной сантехникой испанского и итальянского производства. Рынок сантехники подталкивает развитие рынка запорной арматуры В этом году операторы рынка отмечают стремительное оживление торговли сантехнической арматурой — кранами, клапанами, задвижками, фильтрами и др. Например, у некоторых импортеров объемы продаж за последние три года выросли более чем в 20 раз. Быстрый рост спроса на эту продукцию специалисты связывают с активизацией капитальных ремонтов престижных общественных и жилых сооружений и строительства элитного жилья. Емкость рынка сантехнических монтажных изделий достигает сотен миллионов гривен — расходы на трубы, арматуру и другое оборудование для водоснабжения и канализации, по оценкам специалистов, составляют треть общей стоимости капремонта. В последнее время монтажники переориентировались на довольно дорогую и надежную продукцию западного, прежде всего итальянского производства. Среди ведущих итальянских производителей запорной арматуры стоит упомянуть в первую очередь фирмы Bugatti, Itap и Ferrero. Эта продукция, а также испанская (Arco) и финская (Hogfors) арматура относится к высшему ценового сегменту. Она вдвое дороже аналогичной польской, турецкой или китайской из низшего ценового сегмента и тоже хорошо представлена на украинском рынке. Лидерами украинского рынка специалисты называют итальянских производителей Bugatti и Itap, которые одними из первых заняли нишу дорогой продукции, благодаря чему монтажники уже привыкли применять ее на ответственных объектах. К этому их побуждает потребитель, для которого в последние годы приоритетом в выборе сантехнической арматуры стал срок гарантированной службы. И не удивительно — заказчики ремонтов стали считать потери от возможных убытков, в том числе от прорыва водопровода. «Силуминовая запорная арматура постепенно размывается водой, поэтому покупатели предпочитают практически вечную — гарантия на шаровые краны у наших поставщиков достигает 70 лет — латунную и медную сантехнику», — говорит Ирина Титаренко, менеджер киевской фирмы «Гейзер» — одного из крупнейших импортеров сантехнических изделий. Поэтому сейчас недешевую итальянскую запорную арматуру используют при капремонтах даже таких не очень престижных объектов, как жилые дома, школы и детсады. Богдан МАЛИНОВСКИЙ Тенденции моды Возвращается мода на темные цвета — темно-синий и даже черный Мода на сантехнику за этот год радикально не изменилась — на первом месте традиционно белый, в меньшей степени — другие светлые тона и традиционные формы и размеры. Однако, как показали экспозиции специализированной весенней выставки в Киеве — крупнейшего форума керамистов Украины, вкусы покупателей дорогой, эксклюзивной сантехники в этом сезоне немного изменились. Все популярнее становятся пастельные краски, возвращается мода на темно-синий и даже черный цвета, матовую глазурь. Начинает утверждаться современный модерн с чертами минимализма — лаконичные, строгие формы умывальников и столиков к ним

add company