Главный списокСантехника, канализация

Римское совершенство



РОЗОВАЯ банкнота номиналом в пять евро казалась фантиком. Не потому что ее возможности во Франции ограничены чашечкой кофе с круассаном. Пять евро изображают Пон-дю-Гар, но этот почти схематический рисунок - ничто по сравнению с оригиналом. Его настоящие великолепие и масштабы настолько превосходят наше представление о том, какими должны быть римские мосты, что, кажется, создатели евро обманули весь Евросоюз. МОСТ Пон-дю-Гар, возведенный почти две тысячи лет назад неподалеку от города Нима (южная Франция) - самый высокий из всех мостов, когда-либо построенных римлянами. Представьте себе высоту 16-этажного дома и тогда габариты моста (высота - 48,77 метров, длина - 275 метров, длина пролета самых больших арок - 24,5 м) заговорят с вами на человеческом языке. Этот гигантский мост был частью 50-километрового водопровода, снабжающего питьевой водой древнейший на нынешней французской территории римский город Ним (Немаус). Мост надежно работал почти четыре столетия и являлся одним из основных звеньев акведука в Ниме. Его построили в 19 году до н.э. при полководце, проконсуле и блестящем инженере Марке Агриппе, друге и зяте императора Августа. Впрочем, некоторые археологи и историки оспаривают эту дату. Дескать, постройка такого высокого технического уровня могла возникнуть лишь в более поздние времена. Двойная прочность ЗАДРАВ головы, туристы пытаются запечатлеть в своей памяти подробности Пон-дю-Гара: мост находится вдалеке от общепринятых туристических маршрутов и вряд ли кто-то из присутствующих попадет сюда во второй раз. При этом немногие обращают внимание на речную долину, через которую перекинут мост. Она утопает в буйной средиземноморской растительности, и, кажется, здесь все осталось неизменным как и две тысячи лет назад. Не хватает только римских легионеров. Мощные каменистые берега лениво омывает небольшая река Гар, но ее скромность обманчива. Эта глубокая долина известна своими ураганными ветрами, и весной темная спокойная река превращается в бурные потоки воды, заливающие окрестности. Вот и спрашивается: как смог устоять ажурный Пон-дю-Гар под натиском стихий в течение двух тысячелетий? К изумлению ученых, выяснилось, что несущей частью моста является только одна из шести нижних арок. Более того, Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, так плотно пригнанных друг к другу, что его строителям не понадобился известковый раствор. Конечно, скорость местных ветров могла бы создать небольшие трещины в швах каменной кладки, и тогда началось бы постепенное разрушение моста, но этого не случилось, поскольку Пон-дю-Гар имеет двукратный запас прочности. Как замечают историки, римляне знали, как рассчитывать вес каменной кладки, но не умели точно определять нагрузки, вызываемые ветром. Водопровод из латекса ВОЗВЕДЕНИЕ 50-километрового водопровода требовало решения множества сложнейших проблем. Римские строители пробивались через ущелья и долины рек, сквозь нагромождения выходящих на поверхность каменных пород, им приходилось пересекать болота. Они возвели гигантский Пон-дю-Гар для того, чтобы по его третьему ярусу можно было проложить небольшой водопроводный канал, по которому самотеком перемещалась бы вода. А перепад высот между источником, снабжавшим водопровод, и бассейном в Ниме был равен всего 17 метрам. Поэтому, проектируя туннели и мосты, которые должны были стать частью акведука, строителям приходилось заботиться о ничтожно малом среднем уклоне по трассе водоканала, не превышающем 34 см на 1 км. Такой уклон не заметен для глаз, поэтому даже небольшая ошибка строителей могла привести к застою бегущей воды. Но римские строители предусмотрели не только это, они учли опасность переполнения канала, способ его чистки и многие другие тонкости, незаметные непосвященным. Кстати, математические формулы, которые и в наши дни применяются при строительстве водопроводов с подачей воды самотеком, были выведены только в XIX веке! Как показали современные подсчеты, благодаря акведуку каждый житель Нима (в городе проживало около 50 тысяч человек) мог расходовать по 400 литров воды ежедневно. По городу вода расходилась по трубам, изготовленным из свинца. О том, что этот металл опасен для здоровья, уже знали, но мирились с данностью, поскольку из-за повышенной жесткости воды стенки труб вскоре покрывались защитным слоем кальция. А вот стены и дно канала были экологически чистыми. Их построили из камня и облицевали розоватой мальтой - гладкой, водонепроницаемой смесью извести, свиного жира и млечного сока (латекса) незрелых фиговых плодов. После упадка римской империи водопровод пришел в запустение и его стенки покрылись толстыми отложениями кальция. К VIII веку н. э. он был настолько забит, что оказался практически выведенным из строя. Со временем войны и землетрясения разрушили многие участки акведука, и люди выламывали его части для своих нужд. Пон-дю-Гар тоже сильно пострадал - особенно в средние века. Кому-то в голову пришла безумная идея сузить опоры второго яруса, чтобы освободить пространство для продвижения людей. Этим путем пользовались до тех пор, пока в 1740-х годах рядом . не возвели мост. Пон-дю-Гар был надлежащим образом восстановлен только в 1855 году, когда Наполеон III наконец-то распорядился о проведении его тщательного ремонта. Справка «АиФ» Учитывая простую истину: «вода -главное условие выживания», римские легионеры преуспели в строительстве водопроводов. Например, на хорватском побережье, в Далмации, около 20 года н.э. был построен каменный акведук длиной 32 метра, он давал 1200 литров воды в сутки. Акведук длиной 88 км обеспечивал Колонию Агриппины (Кельн). Самый длинный акведук был построен во времена Траяна для обеспечения Карфагена и достигал 132 км. Наиболее сохранившийся и, пожалуй, самый известный акведук -Пон-дю-Гар в окрестностях Нима. Его по праву называют одним из чудес римского инженерно-сірой-тельного искусства. «Римские инженеры, возможно, обладали гораздо большими знаниями, чем принято считать, - пишет американский ученый Джордж Ф.У. Хок. -Даже трудно представить, чтобы Пон-дю-Гар мог быть более совершенным по своей конструкции». Основные принципы римских мостостроителей применялись практически без изменений вплоть до XIX века.
add company