Хотя долгой и суровой зимы во Львове, как правило, не бывает, культурно-коммерческая спячка продолжается в этом городе вплоть до мая, когда вместе с белыми и розовыми каштанами расцветает красочная палитра многочисленных представительских мероприятий - от музыкального фестиваля "Виртуозы" до выставки деревообрабатывающего оборудования, которую острые на язык галичане называют "Плотник Иосиф". В этом ряду находится и традиционная ежегодная выставка-салон "Интер-дизайн XXI". Нынешняя, уже 4-я по счету, состоялась 26-29 мая 2004 года во львовском Дворце искусств, оккупировав два этажа, часть фойе и несколько уютных уголков в портальном пространстве. Общее впечатление, которое производит выставка, прочно связалось у меня с одной литературной ассоциацией - творчеством культового американского писателя Джона Гришэма. Один из его романов, "Page Turner", устроен таким образом, что сюжета в нем никакого нет, но написано это отсутствие сюжета так, что постоянно хочется именно того, что отражено в названии - to turn the page, перевернуть страницу, потому что очень интересно, что же там, на следующей. Приблизительно такое же впечатление производит и выставка. Какая-либо объединяющая идея в экспозиции явно отсутствовала. Если она и была, то осталась для меня terra incognita, а из разговоров с участниками выставки я вынес убеждение, что и для них тоже. Вместе с тем, при переходе от одного стенда к другому явственно ощущалась некая нарастающая динамика нетерпения - передвигаться по выставке было интересно и неутомительно, и соседство, скажем, издательского дома с цехом по производству раскладушек воспринималось как дизайнерский образ нашей все более непредсказуемой и усложняющейся действительности. При отборе экспонатов понятие дизайна устроители выставки понимали в весьма широком смысле: здесь и дизайн конкретных изделий, и дизайн интерьера, для формирования которого эти изделия используются, и, если можно так выразиться, "дизайн продажи", искусство представления товара лицом, выраженное как в оформлении стендов участников выставки, так и в информационной составляющей мероприятия. Можно сказать, что на выставке были представлены объекты дизайна, средства, с помощью которых осуществляются дизайнерские решения, и собственно процесс реализации замысла, то есть дизайнерские услуги. Несколько слов об организаторах. Мероприятие задумано и осуществлено львовским выставочным бюро "Экспо Бизнес Сервис", действительным членом Торгово-промышленной палаты Украины. Это предприятие отнюдь не новичок в экспозиционном деле, за его плечами 12-летний опыт организации международных выставок-ярмарок, национальных выставок в Польше, специализированных выставок во Львове, Киеве, Днепропетровске, Черновцах. В официальном каталоге "Интер-дизайна XXI" указаны и другие организаторы, являющиеся одновременно и участниками выставки: Украинский деловой еженедельник "Галицкие контракты", торговый дом "Кармен-Львов" и львовская фирма "Пурий-Дизайн". О масштабах выставки свидетельствуют как число участников, так и их география: из 67 стендов 53 принадлежали хозяевам - фирмам из Львова и области, а 14 - гостям, в основном, киевлянам (6 участников), но также представителям Одессы, Харькова, Днепропетровска, Тернополя, Ровно, Ужгорода. Заграница на этот раз была представлена экспонентами из Белоруссии и Польши. Объекты выставки можно условно разделить на следующие группы: товары, понимаемые как материальные изделия; дизайнерские услуги; печатная продукция; информационные мероприятия и материалы; акции, инсталляции, оформительские решения стендов. Среди товаров основное место занимала мебель как в смысле площади, так и в смысле количества фирм, занимающихся ее изготовлением и продажей, а иногда тем и другим вместе. Стенд одного из организаторов выставки - фирмы "Пурий-Дизайн" бросался в глаза благодаря своей универсальности. Оригинальный стиль мебели этой фирмы характеризуется гармоничным сочетанием дерева, стекла, металла, кожи, керамики и даже воска. В зависимости от вкусов и возможностей клиента производство мебели на фирме осуществляется в 3 категориях: topline - элитные модели, midline - стандартные серийные модели и whiteline -модели с упрощенным дизайнерским решением, внешне соответствующим фирменному стилю. Визитной карточкой фирмы является круглый стеклянный столик с отверстием в центре, сквозь которое тянутся вверх цветы в керамической вазе. Особая роль "Пурий-Дизайна" в развитии мебельного рынка Украины определяется тем, что эта фирма имеет свой активно посещаемый сайт. Именно с его помощью во время выставки происходил интернет-аукцион, на котором можно было приобрести эксклюзивную мебель, авторские изделия, произведения изобразительного искусства и элементы декора. Гость из Белоруссии, брестское предприятие VITALEX выставило мебельную продукцию гуманитарного направления - ортопедические решетки под матрасы, необходимые людям с дефектами опорно-двигательного аппарата. В более полном ассортименте подобная продукция была представлена львовским торгово-производственным предприятием "Велам-Захід". На стенде этой фирмы можно было увидеть и ортопедические матрасы на основе бескаркасного пружинного блока, и латексные матрасы с кокосовым волокном, и обеспечивающие максимальный ортопедический эффект матрасы на основе pocketstring - пружин карманного типа. Широкий диапазон самой разной мебели для ванных комнат представило киевское предприятие "Аква-Родос", умело сочетающее европейские материалы и комплектующие с требованиями санитарного законодательства Украины, которое зачастую содержит более высокие стандарты безопасности и гигиены, чем законодательство ряда развитых стран. На стенде творческой мастерской "ГЗИМС" из Тернополя можно было увидеть разнообразную авторскую мебель, предметы интерьера и экстерьера, лестницы из натуральных пород древесины в сочетании с металлом, камнем, стеклом, тканью. Многие изделия мастерской украшены оригинальной резьбой. Некоторые предприятия специализируются на конкретных видах мебели. Так, львовский салон "В.Стиль" предлагает разнообразные бытовые стулья: классические буковые, оригинальные китайские из дерева гевеи, ротанг (этим малайским словом обозначается легкая мебель из пальмовых стеблей), металлические стулья из материала Werzalit. Львовское же предприятие "Сигма", напротив, специализируется на офисных стульях, креслах и столах. На стенде фирмы были представлены несколько десятков разновидностей этих, наряду с компьютером, основных составляющих современного рабочего места. Правда, говорят, Эйнштейн создавал частную теорию относительности (ту, за которую он получил Нобелевскую премию и которая несравнимо глубже и изящнее общей теории), стоя за конторкой в патентном бюро. Но мы не Эйнштейны, нам иногда и посидеть хочется. Ассортимент фирмы дает нам такую возможность, приятно радуя своим разнообразием - одних кожаных кресел здесь более 50 наименований. Устроители выставки не прошли и мимо кухонной мебели, представленной на стендах львовского салона "Кухонька" и стрыйского предприятия "Стиль". Это последнее продемонстрировало очень хороший вкус и тонкое понимание стиля "ретро". Высоким уровнем исполнения и оригинальностью отличаются изделия постоянного участника выставки фирмы "Лотус" из Ровно, специализирующейся на изготовлении стеклянной мебели и зеркал. Сложность объемов, причудливо изогнутые поверхности, динамика "разорванных" плоскостей в декоративных работах фирмы сочетаются с удивительно плавными и мягкими линиями утилитарно-прикладных изделий. Классической строгостью и изяществом отличается и дизайн самого стенда фирмы. Вот только если бы работники стенда были чуть более общительными и не закусывали прямо на экспонатах... Большой интерес на выставке вызвал стенд львовского салона "Элитная мебель". Часть своей экспозиции салон вынес в фойе, а часть "упаковал" в довольно большой, но компактный куб, так что получилась как бы жилая часть двухкомнатной квартиры, состоящей из гостиной и спальни. Фирма представляет во Львове торговые марки "Новеаль" производства "ЕКМІ-мебель" (Киев) и "Энран" (Киев). Логотип ЕКМІ многократно повторяется на стенде как своеобразный лейтмотив. Между прочим, в логотипе фирмы очень удачно обыграна латинская калька названия - АКМЕ, в результате чего получается французское слово, обозначающее расцвет, кульминацию (от него происходит название поэтического направления "акмеизм"), - по всему чувствуется, что фирма процветает. Дизайн стенда отличается оригинальностью, свежестью и хорошим авторским вкусом. Стены "гостиной" автор украсил серыми плоскостями с геометрическим орнаментом в виде красных кругов, кое-где подчеркнутых темными кольцами. В "спальне" преобладают спокойные тона, мягкая белая и серая мебель, неброские светильники, выдержанные в пастельной гамме изделия фитодизайна. Контрастом к умиротворяющему колориту выглядят наполненные внутренним напряжением черно-белые фотографии Говарда Шатца. Очень интересно решен потолок спальни - он состоит из висящих на разных уровнях кусков полотна. Один из уголков стенда занимает студия текстильного дизайна "Арлекин", работающая под патронатом фирмы "Элитная мебель". Небольшая, состоящая всего из 5 профессионально образованных молодых дизайнеров, студия демонстрирует редкую творческую активность: в ее арсенале разнообразные портьеры, шторы, тюли, покрывала, подушки, так называемые римские и японские шторы, деревянные, кованые, латунные карнизы. Фирма очень хорошо подготовилась к выставке, в частности позаботилась об издании каталогов карманного формата для различных видов своей продукции (кровати, диваны-кровати, элитная мягкая мебель), выполненных на высоком полиграфическом уровне. Совершенно в другом стиле, который можно было бы назвать военно-промышленным конструктивизмом, выдержан стенд Харьковского государственного авиационного производственного предприятия "Завод "Сокольники".В этом названии все правда: и авиазавод такой существует, и основанный еще в 83-м году цех ширпотреба действительно находится в харьковском районе Сокольники. Авиазавод производит грузопассажирские самолеты АН-140 и АН-74, а "Сокольники", как и положено, товары для народа: шезлонги, дефицитнейшие в современной Украине раскладушки, наборы походной мебели (столик и 4 стула), лестницы-стремянки, напольные вешалки, грузовые тележки, складные барьеры и ограждения, парковочные устройства. Особое место на стенде предприятия занимало оборудование для детских площадок: пружинные качели разных конструкций ("Вертолет", "Самолет", "Автомобиль"), игровые комплексы, песочницы (между прочим, с навесом, чего лично я в Украине не видел), детские лестницы и турники. Дизайнерская мысль, воплощенная в изделиях завода, имеет здесь ярко выраженное инженерное направление: большинство переносных изделий можно легко сложить и упаковать, так что дачный мебельный набор на 4 человек в сложенном виде легко помещается в среднего размера сумку. Кроме мебели, на выставке было множество других изделий: фурнитура (львовская фирма "ІКФ Терминал"), рамы, светильники (компания "Киянка Штайн-гофф"), различные отделочные материалы (салон "М-Декор", Львов), бумага киевского торгового дома "Дукат", сувениры (ООО "Ален", Киев), инструменты, гидро- и сантехническое оборудование, ткани и шторы ("Планета шпалер", Львов), камины, акустические системы и даже бильярдные столы (львовский магазин "Мир бильярда"). Цветы, фитодизайн, ландшафтный дизайн были представлены одесским магазином "Фиалка" и львовской фирмой "О-ля". Предприятие "Ренессанс" (Львов) выставило изделия из камня: лестницы, подоконники, столешницы, журнальные столики. Ввиду победоносного наступления пластиковых материалов искусство литоглифики сейчас не очень популярно. Тем приятнее было видеть на стенде фирмы изделия как из натурального камня, так и из декоративного Master Stone. Несколько стендов на выставке были посвящены печатным изданиям, так или иначе связанным с проблемами дизайна и используемых в дизайнерских решениях товаров. Это стенды таких журналов, как "Domus Design" (Киев), специализирующийся по мебели, интерьерам, декору, "Архитектура и престиж" (Киев), "Будуємо інакше" (Львов), "Є" (Львов), содержащий ценную информацию об отделочных материалах и мебели. Скромно выглядел стенд лидера отрасли - издательского дома "А.С.С.", среди продукции которого 8 журналов по архитектуре, строительству, мебели. Журналы он издает хорошие, а вот показывает свой товар не совсем умело. Об одном виде представленных на выставке товаров хочется рассказать особо - это художественное стекло. Изделия из стекла присутствовали на стендах многих фирм, но бесспорным лидером в этом отношении был салон-студия Олега Крачковского из Львова. Небольшой стенд этой фирмы в окружении нескольких неброских экспозиций выглядел, как драгоценный камень в скромной оправе. Здесь были витражные лампы, торшеры, люстры, бра, настольные и напольные вазы, журнальные подставки, витражные натюрморты. Наиболее сильное впечатление оставили выполненные в технике витража сувениры: бабочки, жуки и стрекозы, крылья которых сделаны из прозрачного цветного стекла с металлическими прожилками, нарочито небрежно рассыпанные по полу цветы и гвоздь программы - притаившийся в углу паук в центре сплетенной им паутины. Работа выполнена настолько тонко, что когда луч света падает на паутину, кажется, будто она подрагивает под паучьими лапками. Все витражи сделаны по оригинальным эскизам Олега Крачковского, в 90-х годах работавшего в Кракове, историческом центре витражного искусства Восточной Европы. В настоящее время считается перспективной и интенсивно развивающейся такая форма торговли, как салон. Его отличие от давно известного и привычного магазина-салона состоит в том, что, во-первых, спектр представленных в салоне товаров чрезвычайно широк, а во-вторых, обстановка в салоне, что называется , располагает, - здесь можно не без удовольствия провести время. От посетителей салона ждут не обязательной немедленной покупки, а прочных и длительных отношений: глядишь, такой клиент в конце концов что-нибудь да купит, а то и приведет сюда богатого приятеля. На выставке можно было увидеть стенды нескольких интерьерных салонов, из которых наиболее заметными были львовские салоны "Метрополь" и "Юранна". Стенд первого из них по площади был одним из наиболее крупных на выставке. О его интерьере стоит рассказать подробнее, так как это был едва ли не единственный на выставке стенд, в оформлении которого явственно угадывалось концептуальное дизайнерское решение. В качестве основного оформительского принципа был выбран контраст. В интерьере салона сталкивалось все - фактуры, цвета, стили и даже посетители. Пройдя через грубо сколоченный, выкрашенный в красный цвет портальный проем, посетитель лицом к лицу встречался с высокой мулаткой, хостессой салона. Мулатка улыбалась и здоровалась, а за пояснениями направляла к специалистам. Стены и потолок салона были задрапированы контрастными полотнищами ярчайших тонов - ультрамариновый соседствовал с ярко-лимонным, а ядовито-красный с бледно-охристым. Ампирная роскошь светильников и люстр наталкивалась на конструктивистский алюминиевый каркас, а рядом с большим аквариумом стоял проектор, демонстрировавший рекламный ролик салона. Всеми перечисленными деталями интерьера (кроме мулатки) салон торгует, и довольно успешно. Еще один товар, активно осваиваемый "Метрополем", - это репродукции картин. Речь идет о репродукциях нового типа - лазерных копиях оригиналов, передающих все, вплоть до фактуры красочного слоя. Мне бросилось в глаза знаменитое "Кафе в Арле" Ван Гога, на котором характерный экспрессивный, чуть закрученный рельефный мазок передан без каких-либо искажений. В салоне продаются копии картин самых разных художников - от Леонардо до современного французского мастера Жана-Клода Килиси, работающего в манере фовистов начала прошлого века. Недоумение вызвал у меня сооруженный посреди стенда полукруглый деревянный мостик, напоминающий перевернутую детскую качалку. Мостик был расположен так, что для продолжения осмотра выставки надо было обязательно на него подняться, а затем спуститься. Автор интерьера стенда Сергей Бобак, конечно, талантливый человек, и что-то в его дизайнерской концепции этот мостик, наверное, значил, но почему было просто не подумать о тех посетителях выставки, чье физическое состояние далеко от совершенства - инвалидах, больных, пожилых людях? Ведь многим из них он своим решением закрыл доступ к значительной части экспозиции. Совсем другое впечатление производит стенд мебельно-интерьерного салона "Юранна". Здесь царит сдержанность, рекламный ролик не проецируется на стену, от чего изображение смазывается и плывет, напоминая киносеанс в колхозном клубе, а демонстрируется на компьютере, в полиэкранном формате. Из изобразительного искусства "Юранна" торгует не копиями, а оригинальными работами львовских художников. На стенде были представлены композиции Вышинского, очень изобретательная цветная компьютерная графика Рубанского и керамика Назара Виды. Особенно запомнилась огромная керамическая рыба, несущая на спине лодку с гребцами. Люди увлечены своим занятием и, похоже, думают, что их продвижение вперед является следствием их коллективных усилий. С сожалением покидая выставку, хочу отметить, что данные заметки представляют собой не протокольный отчет, а личные впечатления автора. Надеюсь, не упомянутые в статье фирмы не будут на меня в обиде, это произошло не оттого, что их продукция не достойна внимания, а исключительно из-за ограниченности журнальной площади и особенностей моего восприятия.
add company