Главный списокНедвижимость

Классификация бизнес-центров



Сегодня спрос на офисные помещения в Киеве заметно превышает предложение. По данным консалтинговой компании «Украинская Торговая Гильдия», в настоящее время на рынке коммерческой недвижимости Киева представлено более 80 разнообразных бизнес и офисных центров общей площадью около 440 тыс. м2. В 2005 году в эксплуатацию было введено почти в 2 раза больше офисных площадей, чем в 2004 г. Однако объем офисных помещений класса «А» и «В» еще очень мал (0,16 м2 на 1 жителя) – 44 бизнес-центра общей арендной площадью 317 тыс. м2. Как правило, такие объекты относят к классам «А» или «В», которые свидетельствуют о качестве предлагаемых в аренду площадей, услуг и сервиса. На сегодняшний день владельцы многих офисных объектов, руководствуясь личными представлениями об идеальном бизнес-центре и собственной маркетинговой стратегией, достаточно произвольно присваивают деловым комплексам «класс». «Отсутствие официальной классификации бизнес-центров и четких критериев тормозит рынок развития офисной недвижимости, порождает разногласия в оценках некоторых объектов и вводит в заблуждение потенциальных арендаторов», – рассказывает Виталий Бойко, заместитель генерального директора «Украинской Торговой Гильдии». Существующая классификация, обнародованная в марте 2004 года Комитетом по недвижимости Американской торговой палаты, ставит под сомнение классность многих объектов в Украине. Одни не подходят по количеству парковочных мест, другие по расположению, третьи по качеству здания. Этот факт все больше в последнее время подталкивает к пересмотру классификации для адаптации ее к украинскому рынку. Тем не менее, классификацией на данный момент пользуются, и большинство ее положений, по всей видимости, не изменится. «Далеко не всегда позиционирование строящихся и уже введенных в строй бизнес-центров, является объективным. Например, на одной из последних конференций по недвижимости бизнес центр «Леонардо» был представлен как класс «А», хотя в этот класс он не попадает в силу того, что создан на основе реконструированного здания. И есть множество подобных примеров», – рассказывает Виталий Бойко. – «В то же время, с проблемой отсутствия классификации мы, как консультанты, сталкиваемся при разработке концепций бизнес-центров. В первую очередь, это касается достаточного количества парковочных мест и месторасположения для объектов класса А». Применять европейские стандарты к украинским объектам коммерческой недвижимости очень сложно, так как у нас основные моменты существующей классификации не соответствуют действительности, например, парковочный коэффициент 1 на 100 м2 полезной площади, границы Центрального делового района и др. В связи с этим необходима разработка отечественной классификации, в основу которой должны лечь качественный уровень существующих бизнес-центров, международные стандарты в сфере офисной недвижимости и местные особенности рынка. В то же время для создания единой классификации необходим системный подход к определению и оценке основных параметров офисного рынка недвижимости. Основные участники рынка: девелоперы, консультанты, брокеры, управляющие и др., должны прийти к единому мнению в отношении стандартов классификации бизнес-центров, которые будут соответствовать тенденциям рынка, а также будут удобны и понятны потенциальным арендаторам. С появлением новых проектов и ростом предложения офисных площадей рынок постепенно будет подходить к стадии насыщения. Рост уровня конкуренции рано или поздно приведет к необходимости четкой классификации, которая позволит структурировать рынок. «В первую очередь классификация бизнес-центров будет способствовать становлению честного, прозрачного рынка офисной недвижимости в нашей стране. Классификация не только поможет разработчикам качественных офисов позиционировать свой продукт на рынке и оградить его от недобросовестной конкуренции, но и потребителям (арендаторам) ориентироваться среди растущего предложения. Кроме того, упорядочение рынка офисов поможет консультантам и маркетологам при проведении исследований, при разработке концепций офисных комплексов и при реализации площадей», – рассказывает Виталий Бойко. – «Поэтому мы имеем намерения в ближайшее время пере-смотреть часть положений существующей классификации и предложить рынку что-то новое. Надеемся на участие в этом мероприятии других профессиональных консультантов и девелоперов».
add company