Главный списокПроекты, реконструкция

Нью-Петербург: новый политический и архитектурный статус



Правительство России решило «разгрузить» Москву и часть государственных функций передать городу на Неве, создав там Нью-Петербург. Таким образом, российские законодатели и архитекторы намерены вдохнуть новую жизнь в город Петра, в котором проживают более 4,5 млн жителей. А для придания Нью-Петербургу нового статуса нужны новые благоустроенные площади во дворцах, которые, кстати, надо освободить от тех структур, которые занимают эти архитектурные шедевры временно – до въезда в них более важных органов. Вскоре российская Дума наделит Санкт-Петербург столичными функциями. И начнется новый период в развитии города. Понятно, что будут продолжаться также градостроительные изменения, начатые несколько лет назад, связанные с празднованием 300-летия образования «петровского города». Новое предназначение здания Сената и Синода Президент России Владимир Путин дал добро на переезд Конституционного суда (КС) из столицы на берега Невы – в город, который является территориальным авангардпостом России – на пути в государства ЕС. Сюда должны переехать и некоторые верховные органы России – Верховный и Высший арбитражные суды, а также Центробанк, Центризбирком и Счетная палата. И их надо где-то обустроить. Место для КС уже подыскали – исторический комплекс зданий Сената и Синода, сейчас там Российский исторический архив. По утверждению петербургских зодчих, это – самый центр города, а когда-то был «административным сердцем» России. Этот комплекс – «архитектурная квинтэссенция» центральной части Петербурга. Как говорят местные мастера строительных дел, квартал, в котором расположены многие известные исторические строения города, – здания Адмиралтейства, Исаакиевского собора, Конногвардейского манежа, Александровского парка, а также набережная Невы, одетая в гранит. К тому же, до революции 1917 года, именно в здании Сената (с 1812 г.) располагался высший судебный орган Российской империи. По заверению С.Бобылева, петербургского архитектора, руководителя проекта приспособления старых зданий под новые функции, все будет сохранено, как это было раньше, ничего кардинально менять не планируется. Современные реставраторы будут бережно обращаться с интерьерами, созданными в середине XIX ст. Напомним, что комплекс Сената и Синода бы возведен в 1836 году (в нынешнем году исполняется 170 лет с момента завершения его строительства), а капремонт провели в 1880 году, и с того времени рука реставратора не касалась этого здания. По свидетельству г-на Бобылева, конечно, к офису ХХІ века выдвигаются повышенные требования, но перепланировка пространств в здании, имеющих историческую ценность, полностью исключаются. Тем более, по словам архитектора, в сооружении есть помещения, которые являются неприкасаемыми для работ штукатуров и маляров, а вот реставраторам будет над чем поработать: утраченные элементы декора будут воспроизведены на основе имеющихся архивных документов. К особо важным помещениям относятся залы дома Лаваль, который с 1912 года входит в комплекс Сената и Синода. Чтобы не «повредить внутренние части» этого комплекса, проектировщики нашли смелое решение: зал заседаний КС планируется построить во внутреннем дворе Сената. Конструкция, по проекту архитектора, будет опираться на колонны, зависшие в воздухе на довольно приличной высоте, а с основным зданием современное офисное помещение будет соединено двумя «воздушными переходами». Сооружение планируется сделать двухэтажным – собственно зал для заседаний (на 200 мест) и комната для совещаний и технические помещения, а на втором этаже – антресольная часть. Общая площадь «воздушного замка» – 1,2 тыс. м2. А венчать конструкцию будет стеклянный фонарь- купол. Синод и Сенат намечено соединить подземным ходом, который когда-то соединил два исторических здания. А вот кабинеты судей разместятся в здании Сената: на нескольких этажах, которые в скором времени будут приведены в порядок. Сейчас проектировщики подсчитывают, во сколько обойдется реставрация здания и сооружение «воздушного замка» для КС. По предварительным подсчетам, на это уйдет более $142 млн. Для проведения реставрации времени практически нет – КС должен переехать в «новые пенаты» в 2007 году. Новый Амстердам Указание строить город – «превосходнее иных столиц европейских» – дал царь Петр Великий. И развернув сооружение города на 101 острове Невской дельты (сейчас осталось всего сорок). В создании города на Неве принимало участие 80 лучших европейских и российских архитекторов. Интересен тот факт, что именно Петр Первый был криэйтером (создателем) мифа об эксклюзиве будущего Петербурга. Сегодня многие признают, что из императорской градостроительной концепции родился продукт величайшего дизайнерского и архитектурного качества. «Петербургский брэнд» по-прежнему активно развивается в направлении архитектурной гармонии и элитарности. Вспомним, более 290 лет назад царь Петр провел дорогостоящую рекламную акцию по привлечению широких масс в осуществление проекта «Санкт-Петербург». Именно на берегах Невы уже немолодой император отпраздновал официальную свадьбу с Екатериной I. Как известно, Петербург стал испытательным полигоном для архитектурных талантов России и дальнего зарубежья и использования различных архитектурных стилей. Заметим, в городе Петра слабо представлены сооружения готики и эпохи Возрождения, а также пламенеющей готики (ХVIII-XIX cт.). В этом можно убедиться, пройдясь по улицам и проспектам города на Неве. Староголландский стиль петровских строений хорошо сочетался с пышным барокко Эрмитажа, классицизмом Главного штаба, Сената и Cинода, древнеримской колоннадой Казанского собора, зодческими композициями Тома де Томона (стрелка Васильевского острова и Биржи). Представлена в Петербурге и готика, но выборочно – несколько церквей: Средневековый Михайловский замок (творение зодчего Монферрана) напоминает чем-то Ватикан. А когда «северная Венеция» «нырнула» в модерн, то в городе появились европейские улицы со строениями из стекла, бетона, железа и огромных витражей и овальных окон. Советская эпоха вписала конструктивистские здания Гегелло и Ноя Троцкого, а также сталинские дома-башни, которые поддерживали идею величия империи пролетарского диктатора. Модерн северной столицы Еще в 1994 году наметили построить небоскреб «Петр Великий» в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. От реализации этого проекта удалось уйти. Правда, в 2001 году там все же «выросла» высотка архитектора Юрия Митюрева. Правда, не такая чудовищная, как была задумана согласно проекту. На улице Одоевского был построен жилой дом с мощной круглой башней и остекленными балконами, изгибающимися стенами и запоминающимся силуэтом. Как говорят архитекторы, смелое, необычное и качественное решение для города. Но это не все. Затем были планы на строительство в устье Смоленки двух 44-этажных башен-близнецов, которое отложили «на потом». Размах, конечно, московский. Но интересно то, что питерские архитекторы, в отличие от столичных, не строят в историческом центре города, а – за его пределами. Хотя и петербургских зодчих «заносит». Сегодня в городе наблюдается большое разнообразие архитектуры, которая не вписывается в историческую градостроительную ткань города. В основном этому способствовало строительство так называемых элитных домов. Именно таким образом заявили о себе местные архитекторы В.Реппо, Е.Светлова, С.Гайковича, создавшие свои «шедевры», и получившие благодаря элитным домам признание. Впрочем, дурного тона в стиле «постмодерн» хватает и в центре. В 2002 году в начале Московского проспекта открылся универмаг «Дом Мод плюс». Создается такое впечатление, что мастера дел строительных А.Кокорин и В.Чувашев предавались рефлексиям, не останавливая стройки. Сначала они «отгрохали» стеклянный короб, потом одумались и начали облагораживать фасад похожий на гранит. Затем увидели, что мало света в здании и взяли прорезали стеклянные щелки между фронтовыми и боковыми ризалитами. А потом накинули поверх фронтона еще один этажик. И получился шедевр конца ХХ ст. А вот феерическим образцом «омосковления» стал торговый центр «Елизаровский» возле одноименной станции. Зодчий Э.Мурер решил, что в архитектурной палитре города явно не хватает деконструктивизма. Он «нарисовал проект» и построил коробку, немного ее разукрасив. Мурер достиг необходимого эффекта за счет того, что «посадил» витраж на угол (да еще набекрень), окна сделал трехугольными, стены разрисовал фиолетовыми полосками. К тому же, такое здание архитектор воздвиг в центре города, и очень быстро. Отец и сын Апостол создали дом в виде каскада. По линии улицы он невысокий (всего несколько этажей), а во дворе – строение постепенно поднимается вверх, – получился «питерский небоскреб». А вот с одной из сторон образовалась дыра, которую решают сегодня, чем заполнить. При этом тандем Апостолов применил архитектурные приемы, позаимствованные из различных эпох. Здесь можно лицезреть элементы классической усадьбы, неклассический брутализм (облицовка натуральным камнем), конструктивизм (окна на углах). «Архитектурный коктейль», который не найдешь в других городах Европы. Старался «подыграть» современной эпохе и архитектор Е. Подгорнов, поста-вивший свою «элитку» на улице Подрезова. Это творение было создано в неоклассическом стиле. И таких примеров обновления в сфере зодчества в городе на Неве предостаточно. Фантазия многих молодых зодчих просто бьет ключом, и иногда их «заносит». Следует подчеркнуть, если бы не чрезмерная бдительность питерских архитекторов, то город на Неве «обогатился» бы двумя подковообразными зданиями, соединенными между собой низкими корпусами-лентами. «Отцы города» приняли на ура проект швейцарских инвесторов, предложивших разместить на берегах Невы культурный центр им. Марко Ботты. А вот местные зодчие подняли такой шум, что мэрия была вынуждена вынести комплекс за пределы исторической части города. После такого решения инвестор заартачился и потерял всякий интерес к проекту. Наконец-то многие годы спустя на берегах Финского залива завершили реконструкцию дворца Великого князя Константина, которая обошлась стране недешево. Хозяином обновленного строения (морская резиденция) стал Президент России. За три года (с финансированием проблем практически не было) там соорудили сауну, бар, бассейн и другие спецпомещения для Главы государства. Так как дворец – это наслоение архитектурных стилей, то решили увековечить память всех знаменитых зодчих, принимавших участие в его строительстве: галереи – от Растрелли, фасад – от Факетти, колоннаду – от Воронихина. А рядом – вертолетная площадка, яхт-клуб, отель, конный променад и пятиметровый бункер в виде беседки. Архитекторы из петербургского бюро «Витрувий и сыновья» преподнесли сюрприз: в дневное время беседка будет спрятана от глаз людских под землей. А в нужное время сооружение «явится на свет», чтобы стать местом проведения беседы Президента России с главами зарубежных государств. В последние годы в Петербурге удалось построить немало модернистских зданий, но тогда, к 300-летию, властям города не удалось завершить программу реконструкции знаменитых соборов и храмов. Например, на реставрацию Казанского собора не хватило денег, а требовалось не менее $9,5 млн. В федеральном и местном бюджетах таких денег не оказалось. Возможно, удастся получить денежки во время очередной задуманной многоплановой реставрации. Настоятель собора отец Павел высказал пожелание, чтобы храм отреставрировали к 200-летию его открытия (как известно, архитектор Воронихин сдал его в эксплуатацию в 1811 г.). К слову, Русская православная церковь требует передачи собора в ее собственность, а Минимущество России колеблется. Эксклюзив по-питерски В 2003 году в Санкт-Петербурге завершили строительство комплекса «Пятый элемент», который отличается многими архитектурными новшествами. Примечательно то, что логотип нового комплекса – это цветущая японская сакура (дерево жизни). Вспомним, что остров в свое время намеревались «очеловечить» еще Петр І и Екатерина ІІ. Свою руку к обновлению острова приложил и А.Меньшиков, но об этом как-то не принято вспоминать. Сегодня, построенный 4-х этажный комплекс на Крестовском острове (365 га), сразу же стал архитектурным и смысловым центром культурно-ландшафтного ансамбля. В здании 45 апартаментов площадью от 140 до 300 м2. Стеклянный купол – перекрытие внутреннего закрытого дворика, создан в стиле традиций Востока и питерского модерна. Центральный вход оформлен видовыми площадками, а вот витражные стекла, экеры и террасы дополняют картину. Современные отделочные материалы, атомная котельная, системы водоснабжения и фильтрации воды, отопления, подземный паркинг обеспечивают комфорт их жителям. Создатели нового чуда на берегах Невы – молодые архитекторы из мастерской Е.Герасимова, известные своим модернистским уклоном. Они предпочитают свободную, живую планировку вместо классического декора. И все это хорошо сочетается в название комплекса. Сергей Карпенко
add company