На первый взгляд, в этих мостах – ничего особенного, особенно если сравнивать их со знаменитыми мостами Праги, Лондона, Парижа, Санкт-Петербурга и многими другими, известными на весь мир своей красотой и изяществом. Однако вспомним, для какой цели служили и служат данные архитектурные шедевры: как правило, для переправы с одного берега реки на другой. Но ведь в Одессе реки нет, если не считать, конечно, ту, которая проистекает на Пересыпи. Можно только восхищаться талантом одесских архитекторов XIX в., сумевших на сложной пересеченной местности создать во всех отношениях удобный для жизни город, где естественные недостатки ландшафта переросли в несомненные достоинства архитектурного облика. Мосты Одессы в этом смысле яркое тому подтверждение. Из сохранившихся до наших дней мостов выделим те, которые расположены в центральной части города: Новиков, Сабанеев, Строгановский и Коцебу. Все они объединены единством цели: служить для удобства коммуникаций как по балкам. Военной и Карантинной, с одной стороны, так и воссоединять собой разбитые этими же балками улицы – с другой. Но каждый из них имеет свою яркую и неповторимую историю. Старейшим из каменных мостов Одессы (ибо надо отметить, что были и десятки других – деревянных) почитается Новиков мост, сооруженный в 1822-1824 гг. по проекту знаменитого одесского ученого и инженера Жюста Гаюи. А построен он был по инициативе купца Новикова, выступившего также подрядчиком при его сооружении. Любопытно, что Новиков, наряду с общественным интересом, преследовал и сугубо личную корысть: помимо прочего, являлся еще и владельцем канатного завода, давшего, в свою очередь, название Канатной улице. Так вот, данный мост и призван был непосредственно связать указанный завод с центром города по Почтовой улице, переименованной впоследствии в Жуковского. Впрочем, Новиков проявил при его сооружении столько энергии и распорядительности, что отнюдь не случайно этот арочный однопролетный мост, перекинутый через Канатную балку, получил его имя. Сабанеевский и Строгановский Не менее интересен второй по старшинству одесский мост – Сабанеевский, пожалуй, самый узнаваемый из всех благодаря кинематографу. Сколько на его трехарочном фоне было отснято сцен трудно сказать, но то, что по количеству большевистских похорон, сцен насилия и самых разнообразных погонь, от телег до автомобилей, вряд ли найдется равный Сабанеевскому мосту, можно утверждать почти с уверенностью. Однако все эти сцены снимаются внизу, в Военной балке, через которую он и проложен, тогда как на поверхности мост выглядит более чем миролюбиво и, можно сказать, благородно и монументально. Мост Сабанеева был построен в 1831-1836 гг. военным инженером Казариновым по проекту инженера Уптона и назван по предложению графа М.С. Воронцова в честь известного участника суворовских походов, одного из первых библиофилов Одессы генерала И.В. Сабанеева. Строгановский мост – наиболее протяженный из всех, его длина составляла 120 м, а высота свыше 13 м, он являлся рекордсменом не только в пространстве, но и во времени. Мост был задуман для соединения Греческой улицы еще в 40-х гг. XIX ст., но все предлагаемые конструктивные системы: от легких подвесных до массивных каменных, не были одобрены в Петербурге, где выдвинули проект архитектора Маевского. Строительство было начато в 1851 г. и закончено только с приходом одесского архитектора Гонсиоровского в 1863 г. По сути дела, до своей реставрации в 70-х гг. прошлого столетия мост не был единым строением и делился как бы на две неравномерные части: трехарочного моста над Польским спуском и двухарочного над Левашовским, соединявшихся посредством высокой насыпи шириной 15 м. Можно сказать, судьба Строгановского моста наименее удачлива из всех. Его долгое сооружение и не менее долгая реконструкция порядком поднадоели одесситам, но это отнюдь не говорит о его нецелесообразности и ненужности, скорее, о прямо противоположном. Между прошлым и будущим Мост Коцебу был сооружен архитектором Ландесманом в 1890-1892 гг. Металлический каркас для его конструкции изготовили в Париже, а в Одессе только собрали и установили. Соединив Полицейскую улицу, он, так же, как и Строгановский и Новикова мосты, расположен над Карантинной балкой. Назван мост в честь последнего Новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу, находившегося на этом посту с 1862г. по 1874 г. К слову, очень много сделавшего для Одессы, но, по курьезному совпадению, отвергнувшего проект строительства моста на Полицейской улице в период своего правления. Между тем, говоря о мостах, построенных в прошлые века, нельзя не вспомнить о пешеходном мосте между Приморским и Комсомольским бульварами, который был возведен в 1968-1969 гг. по проекту архитектора Владимирской и инженера Кириенко. Один Господь Бог знает есть ли у этого не лишенного изящества и оригинальных инженерных воплощений моста официальное название, но в Одессе он известен исключительно как Тещин мост. Злые языки утверждают, что городу данная дорогостоящая конструкция, практически не имевшая и не имеющая никакого коммуникационного значения, понадобилась ввиду большой любви тогдашнего коммунистического начальника области к тещиным блинам. А так как зять и теща жили на разных бульварах, то променад в пятьсот метров окружным путем по мосту Сабанеева показался им нестерпимо долгим. Вот так и появилась идея создания прямого пешеходного моста. По материалам www.misto.odessa.ua Фото: serg-klymenko.narod.ru Хронограф 1810 г. – первый мост сооружен на Ланжероновской улице, а в 1811-м – второй, на Дерибасовской. Мосты просуществовали недолго. Вскоре балку укоротили, в верховьях она была неглубокой, при этом мост на Ланжероновской просто засыпали, он лежит под мостовой, а на Дерибасовской его разобрали. На месте Военной балки появились Гаванная улица и Военный спуск, над которыми построили каменный трехарочный мост в 1836 г. Строительством руководил военный инженер А.М. Казаринов. Мост назван Сабанеевым в честь героя Отечественной войны 1812 г. генерала Сабанеева. 1818 г – над самой длинной балкой, Водяной, было построено несколько мостов. В 1818 г. по Разумовскому и Бугаевскому спуску – Разумовский. В 1837 г. – Дальницкий мост, а по Виноградной улице – Михайловский. 1824 г. – мост на Почтовой улице. Строительство вел купец Новиков. 1853 г. – через балку по Греческой улице началось строительство арочного моста из каменных блоков длиной в 110 м, который был построен только в 1863 г. (архитектор Ю. Гонсиоровский). Это фактически два моста, искусно соединенных насыпью. Назван мост в честь новороссийского генерал-губернатора графа Строганова. В наши дни после сноса старого и постройки нового Строгановский мост представляет собой железнодорожную конструкцию, сохранившую от прежнего только решетку. 1892 г. – появился еще один мост, последний над Карантинной балкой – по улице Полицейской – назван в честь генерал-губернатора края Коцебу. В центре моста отлитый в чугуне старый герб Одессы. 1967 г. – город украсили двумя крупнейшими путепроводными мостами. Один из них – составная часть Морского вокзала. Второй – на Овидиопольском шоссе, через железнодорожные пути. Путепровод назван Ивановским. Ещё один мост обогатил город над бывшим спуском Ж. Лябурб, соединив Приморский и Комсомольский бульвары. Одесситы назвали его «Тещиным». В наше время на ул. Фрунзе (ранее и ныне Балковская улица) сооружен огромный железобетонный мост.
add company