Главный списокЛицензирование, налоги

На всякий пожарный



Одно из самых больших "стихийных бедствий" для предпринимателя — это посещение его фирмы (завода) пожарным инспектором. И не зря: опытный проверяющий сможет найти нарушения практически всегда, ибо требования правил пожарной безопасности очень сложны. Но знать положения нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется пожарный надзор и сопутствующие ему операции, очень полезно любому хозяину и бизнесмену. Нормативные документы Права и обязанности инспекторов Госпожнадзора, а также порядок проведения пожарно-технических обследований и проверок регламентируются: • Законом Украины «О пожарной безопасности»; • «Положением о Государственной пожарной охране»; • «Наставлением по организации работы органов государственного пожарного надзора». Что может пожарный инспектор Права пожарных инспекторов весьма велики. Согласно ст. 7 названного закона «государственные пожарные инспекторы по пожарному надзору имеют право: 1) проводить в любое время в присутствии владельца или его представителя пожарно-технические обследования и проверки предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от формы собственности, получать от владельца необходимые пояснения, материалы и информацию; 2) давать (посылать) руководителям центральных органов государственной исполнительной власти, структурных подразделений Совета Министров Республики Крым, местных органов государственной исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления, руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, а также гражданам обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков по вопросам пожарной безопасности. В случае нарушения правил пожарной безопасности, которое создает угрозу возникновения пожара, или препятствует его тушению и эвакуации людей, а также в случае выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов или технических условий или в случае их отсутствия прекращать или запрещать работу предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию строений, сооружений, отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети, проведения пожароопасных работ, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, действие выданных разрешений на право проведения работ; 3) осуществлять контроль за выполнением противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, при проектировании (выборочно) строительства, реконструкции, расширения или технического переоснащения, капитального ремонта предприятий, зданий, сооружений и других объектов. В случае выявления нарушений запрещать до их устранения выпуск и применение проектов, останавливать проведение строительно-монтажных работ и вносить предложения о прекращении финансирования этих работ; 4) притягивать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний, постановлений органов государственного пожарного надзора, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению; 5) применять штрафные санкции к предприятиям, учреждениям и организациям за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора». Вместе с тем, «На объектах частной собственности органы государственного пожарного надзора контролируют только условия безопасности людей в случае пожара, а также решение вопросов пожарной безопасности, касающихся прав и интересов других юридических лиц и граждан». Кроме того, они «несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей». «Наставление по организации работы органов государственного пожарного надзора» также содержит информацию о правах пожарных инспекторов. Помимо всего перечисленного, в нем написано, что инспекторы госпожнадзора могут: • «привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по согласованию с их руководителями к проведению указанных обследований и проверок, а также независимой экспертизы»; • «получать бесплатно от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности на объектах, данные о пожарах, техническую документацию на разработку и изготовление пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов, другую информацию по вопросам, которые входящих в компетенцию госпожнадзора»; • «требовать проведения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями анализа пожарной опасности рабочих мест и окружающей среды, проведения независимой экспертизы по оценке состояния пожарной безопасности зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов, приборов, оборудования и другой продукции»; • «проводить пожарно-технические расследования обстоятельств и причин пожаров, гибели и травмирования людей, уничтожения и повреждения имущества»; • «проверять наличие документов, дающих право на выполнение пожароопасных работ». Пожарно-технические обследования Общие сведения Пожарно-технические обследования проводятся «с целью осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, установленных законодательными и другими нормативно-правовыми актами (стандартами, нормами, правилами, положениями, инструкциями и др.)». Проще говоря, пожарный инспектор изучает документы указанных типов, действующие в данной отрасли (на данном объекте), проводит обследование этого объекта и сравнивает увиденное с прочитанным. Так или иначе, но главным документом, которым инспекторы руководствуются при проверках, являются все те же «Правила пожарной безопасности в Украине», на несоответствии чего-либо этим правилам в большинстве случаев и «попадаются» руководители (собственники). Руководители (собственники) предприятий должны быть своевременно предупреждены о проведении пожарно-технического обследования или контрольной проверки. Обследование объектов предпринимательской деятельности осуществляется «по письменному распоряжению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа государственного пожарного надзора с предварительным уведомлением руководителя (собственника) не позднее чем за 10 календарных дней до дня их проведения». Если эти условия не соблюдены, гоните незваного гостя. Пожарно-техническим обследованиям и проверкам подлежат «населенные пункты, предприятия, организации, учреждения, субъекты предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности». При этом «независимо от организационных форм собственности и в соответствии с уровнем пожарной опасности» все они делятся на объекты I и II группы. Объекты I группы Пожарно-технические обследования объектов, входящих в I группу, проводятся ежегодно. К ним относятся «промышленные и складские объекты категорий «А» и «Б» по взрывопожарной опасности, объекты с массовым пребыванием людей, жилые здания повышенной этажности и другие объекты, определенные Перечнем объектов и промышленных предприятий с повышенным уровнем взрывопожароопасности, утвержденным Приказом МВД Украины от 05.09.98 №65, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины от 30.09.98 под №612/3052 (приложение 2)». В списке, приведенном в названном приложении к «Наставлению», значатся: • промышленные здания категории «А» по взрывопожарной опасности, в которых размещаются «помещения для покраски, сушки и приготовления красок, а также помещения, в которых применяются или изготавливаются растворители и другие легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки паров до 28°С включительно», «участки зарядки стартерных аккумуляторных батарей, в т. ч. и электрокар», «газогенераторные для получения ацетилена из карбида кальция», «насосные станции для перекачивания легковоспламеняющихся жидкостей с температурой вспышки паров до 28С включительно», «склады бензина в таре, лакокрасочных материалов, спиртов, карбида кальция, сжатого водорода, ацетилена и других горючих газов»; • промышленные здания категории «Б» по взрывопожарной опасности, в которых размещаются «цехи по приготовлению комбикормов, белково-витаминных примесей, травяной муки, гранулирования комбикормов и травянистой муки, дробления сухого сена, соломы», «помещения для расфасовки крупы, сахарного песка», «машинные и аппаратные отделения аммиачных холодильных установок, склады аммиака», «склады муки с бестарным хранением», «участки упаковки и расфасовки крахмала», «участки покраски, сушки и приготовления красок, а также помещения, в которых применяются или изготавливаются растворители и другие легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки паров более 28°С», «склады легковоспламеняющихся жидкостей с температурой вспышки паров более 28°С», «помещения (склады) для хранения кислорода в баллонах», «помещения для шлифовки деревянных и пластмассовых изделий и деталей», «насосные станции для перекачивания легковоспламеняющихся жидкостей с температурой вспышки паров более 28°С»; • объекты социально-культурного и бытового назначения: «здания научно-исследовательских институтов, проектных и конструкторских организаций, информационных центров», «санатории, санатории-профилактории, учреждения отдыха и туризма, гостиницы, мотели, кемпинги», «клубные и зрелищные здания (клубы, дома и дворцы культуры, центры отдыха, театры, концертные залы, кинотеатры, цирки и т. д.)», «вокзалы всех видов транспорта», «универмаги, универсамы, торговые центры, кафе, рестораны и другие объекты торгово-складского назначения», «ломбарды, объекты бытового обслуживания населения»; • «складские объекты с высотным стеллажным хранением (от 5,5 до 25 м)»; • склады нефти и нефтепродуктов с надземным и подземным хранением, автозаправочные станции, здания и предприятия для хранения и обслуживания транспортных средств; • сельскохозяйственные объекты (животноводческие фермы и птичники, склады для хранения кормов, переработки сельхозпродукции и т. д.); • объекты, подлежащие оборудованию системами автоматической пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения согласно Перечню однотипных по назначению объектов, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации; • объекты, на которые отсутствуют нормы проектирования. Еще один интересный момент: «наиболее важные пожароопасные объекты, перечень и сроки проведения которых утверждаются руководителем территориального органа государственного пожарного надзора, могут обследоваться бригадным или групповым методом». Проще говоря, если вас угораздит попасть в этот списочек, придется «отбиваться» не от одного инспектора, а от целой их «бригады» или «группы», что может быть гораздо сложнее. Да простит нас читатель за терминологические неточности, допущенные в документе, и пропущенные слова - цитата есть цитата. Объекты II группы К объектам II группы относятся «все государственные, ведомственные и кооперативные жилые здания до 9-ти этажей включительно, дачные, садоводческие, гаражные кооперативы, небольшие крестьянские (фермерские) хозяйства, где не используются наемные работники, и другие мелкие объекты, которые не вошли в І группу». Пожарно-технические обследования таких объектов проводятся «один раз в три года закрепленными за ними государственными инспекторами». В общем, большинстве объектов относятся к І группе, так что нужно быть морально готовым к ежегодным «набегам». Что проверяют При проведении пожарно-технических обследований и проверок проверяется «противопожарное состояние объекта и степень выполнения ранее предложенных противопожарных мероприятий». Осмотру подлежат «территория объекта, здания сооружения и установки, том числе и находящиеся стадии строительства и реконструкции, состояние подъездных путей, обеспеченность и техническое cocтояние пожарной техники, наличие и работоспособность автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации, средств связи состояние и надежность функционирования наружного внутреннего противопожарного водоснабжения и т. д.» Ежели в ходе пожарно-технического обследования (проверки) выяснится, что какие-то замечания, указанные в предписании, составленном по результатам предыдущего посещения объекта пожарным инспектором, не выполнены, то он «должен принять меры по привлечению виновных лиц к ответственности соответствии с действующим законодательством». Согласно «Наставлению и организации работы органов государственного пожарного надзора», в ходе пожарно-технических обследований проверяются: • «деятельность администрации по обеспечению пожарной безопасности объекта: наличие приказов, распоряжений и инструкций по вопросам пожарной безопасности»; • «выделение ассигнований на противопожарные мероприятия и приобретение противопожарного оборудования»; • «включение противопожарных мероприятий в производственно-финансовые планы»; • соблюдение правил проведения огневых работ; • «организация работы пожарно-технической комиссии»; • «боеспособность ведомственной пожарной охраны и добровольной пожарной дружины (команды) и качество профилактической работы, которая ими проводится»; • «порядок организации и качество проведения противопожарного инструктажа и занятий по программе пожар-но-технического минимума с рабочими и служащими»; •«знание работниками объекта вопросов пожарной безопасности, обязательств на случай возникновения пожара»; • «организация обучения и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности должностных лиц»; • «наличие учета пожаров и реагирования на них администрации объекта» и др. На основании «последствий» пожарно-технического обследования (именно этот термин значится в документе) составляется предписание об устранении выявленных недостатков с указанием сроков выполнения. Мероприятия, «предложенные» в этом документе, должны быть «обоснованы требованиями нормативных актов». Предписание составляется не менее чем в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю предприятия не позднее чем через 5 рабочих дней после окончания пожарно-технического обследования, а второй, содержащий подпись руководителя о согласованных сроках устранения выявленных недостатков и получении предписания, хранится в органе госпожнадзора. Предписание можно обжаловать в вышестоящем органе государственного пожарного надзора или вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней с момента его вручения адресату. Проверки Контрольные (целевые) проверки «могут проводиться» с целью «контроля за выполнением решений (предписаний, постановлений) уполномоченных лиц органов государственного пожарного надзора, а также с учетом сезонности, особенностей объектов, обстановки с пожарами, выборочной проверки работоспособности автоматических систем обнаружения и тушения пожаров». Кроме того, «на объектах с круглосуточным пребыванием людей проводятся ночные проверки с периодичностью, установленной территориальным или местным органом госпожнадзора». Предсказать, будет ли осуществлена эта самая «контрольная (целевая) проверка» объекта или не будет, практически невозможно. В силу ряда причин в пользу страхования верит не очень много людей. Но страхование бывает разным. К примеру, если «субъект предпринимательской деятельности составил договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами касательно возмещения последствий возможного ущерба», то «внеплановые проверки, в том числе контрольные (целевые), выполнения субъектами предпринимательской деятельности требований пожарной безопасности не проводятся». Административно-правовая деятельность органов госпожнадзора Как уже отмечалось, инспекторы госпожнадзора имеют право, помимо всего прочего, налагать штрафы на должностных лиц, граждан, а также различные предприятия, организации и учреждения, а в некоторых случаях даже приостанавливать или запрещать работу отдельных линий, цехов или предприятий. Административные дела по фактам нарушения требований пожарной безопасности, невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов госпожнадзора осуществляются «в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях». Постановление о наложении административного взыскания выносится на основании протокола об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается должностными лицами пожарной инспекции в течение 15 дней, в результате чего принимается решение об административном взыскании или прекращении дела (ст. 277 «Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях», ст. 284 «Виды постановлений по делу административном правонарушении» названного Кодекса), о чем немедленно сообщается «пострадавшему». Копию постановления должны вручить под подпись или выслать в течение 3 дней лицу, которого оно непосредственно касается. Постановление о наложении административного взыскания можно обжаловать в течение 10 дней с момента его вынесения. В этом случае высшее по статусу должностное лицо или орган госпожнадзора проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления. В случае принятия решения о наложении штрафа и его неуплаты нарушителем в течение 15 дней его вычитают из зарплаты или других источников дохода «потерпевшего». Работа предприятия, отдельного производства, выпуск и реализация пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, запрет эксплуатации зданий или сооружений, а также действие выданных разрешений могут быть прекращены «при нарушении правил пожарной безопасности, которые создают угрозу возникновения пожара или препятствуют его тушению, эвакуации людей, при отсутствии разрешения на начало работы, а также в случаях выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов, технических условий или при их отсутствии». Соответствующие полномочия имеют «Главный государственный инспектор Украины по пожарному надзору и его заместители, главные государственные инспекторы по пожарному надзору Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и их заместители, государственные инспекторы по пожарному надзору центрального и территориального органа государственного пожарного надзора». Главные инспекторы госпожнадзора городов, районов, районов в городах, поселков городского типа «имеют те же права относительно зданий и сооружений по письменному распоряжению из территориального органа госпожнадзора, а также приостанавливать действие выданных ими разрешений». Менее высокопоставленные должностные лица пожарной инспекции имеют право прекратить «работу производственного участка, агрегата, если это не приведет к остановке работы предприятия или отдельного производства в целом, проведение пожароопасных работ, действие выданных разрешений на проведение таких работ» и запретить «эксплуатацию отдельного помещения, отопительного прибора, участка электрической сети». Решение о принятии подобных мер оформляется постановлением, которое «вручается руководителю объекта в течение 10 дней с момента его вынесения и действует до устранения нарушения». Сие постановление «вручается под подпись руководителю объекта и приводится в действие лицом, которое его вынесло или по его поручению другим государственным инспектором путем опечатывания, опломбирования (если это возможно) с отметкой в постановлении». Постановление может быть обжаловано в высшем органе или вышестоящему должностному лицу в течение 5 дней со дня его вручения. К сожалению, подача жалобы не останавливает действие постановления. Отменить или изменить таковое может своим решением лицо, вынесшее его, или вышестоящее должностное лицо. В случае «устранения нарушения требований пожарной безопасности» или «необходимости выполнения работ по выполнению противопожарных мероприятий» лицо, вынесшее постановление или иной пожарный инспектор по поручению этого лица принимают решение с отметкой в постановлении о разрешении на дальнейшую эксплуатацию (работу) объекта, агрегата или о приостановке действия постановления с указанием сроков выполнения противопожарных мероприятий. Еще одна «устрашающая» цитата: «Руководители (собственники) предприятий, учреждений, организаций, не принявшие меры по выполнению постановления или допустили снятие пломбы (печати) и дальнейшую эксплуатацию объекта, помещения, агрегата с нарушением требований пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством». Если «драть», то сколько? За нарушение правил пожарной безопасности, создание препятствий для деятельности инспекторов госпожнадзора, невыполнение их предписаний, в соответствии со ст. 35 Закона Украины «О пожарной безопасности», предприятия, учреждения и организации могут привлекаться руководителями органов госпож-надзора к уплате штрафа, максимальный размер которого «не может превышать двух процентов месячного фонда заработной платы предприятия, учреждения и организации». Основным документом, регламентирующим порядок выкачивания денег, является «Положение о порядке наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора». Главный инспектор госпожнадзора Украины и его заместители имеют право наложить штраф размером до 2%, главные инспекторы госпожнадзора АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя и их заместители — до 1,5%, а главные инспекторы госпожнадзора городов, поселков городского типа, районов в городах, районов — до 1% от месячного фонда заработной платы предприятия соответственно. Размер штрафа исчисляется исходя из фактического фонда заработной платы предприятия за месяц, предшествующий тому, в котором принято постановление о наложении штрафа, и «должен выплачиваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия». Постановление о наложении штрафа можно обжаловать в месячный срок в судебном порядке. Подача жалобы приостанавливает его взимание до решения спора, но «неуплата штрафа в течение месяца со дня вручения постановления, а в случае обжалования — после окончательного решения спора, влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере 2 процентов за каждый день просрочки». Но, как говорится, нет худа без добра: «Не допускается повторное наложение штрафа на предприятие в течение трех месяцев со дня вынесения постановления о взимании предыдущего штрафа, а также в случае, когда общая сумма штрафов, наложенных органами государственного пожарного надзора в течение календарного года, превышает 2 процента месячного фонда заработной платы предприятия». Штрафы налагаются после письменного предупреждения руководителей предприятий о применении этой санкции и с указанием сроков устранения недостатков. Решение о применении мер пресечения оформляется постановлением, которое на протяжении 10 дней после его вынесения вручается руководителю. Оно может быть обжаловано в вышестоящий орган или должностному лицу госпожнадзора в пятидневный срок со дня вручения, но это не приостанавливает его действие. Отменить постановление может его автор или вышестоящее должностное лицо. При неуплате штрафа в месячный срок органы пожарного надзора направляют напоминание руководителю предприятия и информируют финансовые органы и органы прокуратуры. «Страшилки» Лицу, оказавшемуся «крайним», т. е. ответственным за пожарную безопасность, грозит ответственность в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях. Согласно ст. 175 «Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности» и 1888 «Невыполнение предписании и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора», за «нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению» полагается «наложение штрафа на граждан от половины (0,5) до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от двух до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан». За «невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора или создание препятствий для их деятельности» можно лишиться той же суммы. Ст. 223 «Органы государственного пожарного надзора» этого же Кодекса разрешает главным инспекторам госпожнадзора центрального и территориальных органов и их заместителям налагать штраф на граждан до семи и на должностных лиц - до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Главным инспекторам местных органов госпожнадзора, инспекторам по пожарному надзору центрального и территориальных органов дозволено налагать штрафы в размере до шести и до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан соответственно. Рядовой же инспектор имеет право «содрать» штраф в размере до четырех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с простых смертных и до шести - с должностных лиц. В наиболее тяжелых случаях вступает в силу Уголовный кодекс. Ст. 270 этого документа, именуемая «Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности», гласит: «1. Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, если оно вызвало возникновение пожара, который принес вред здоровью людей или имущественный ущерб в крупном размере, — наказывается штрафом от пятидесяти до ста двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет. 2. То же действие, если оно вызвало гибель людей, имущественный ущерб в особо крупном размере или другие тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Примечание. Имущественный ущерб считается причиненным в крупных размерах, если прямые убытки составляют сумму, которая в триста и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а в особо крупных размерах — если прямые убытки составляют сумму, которая в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.» В ст. 273 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах» УК сказано: «1. Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, обязанным их выполнять, если оно создало угрозу гибели людей или наступления других тяжелых последствий или причинило вред здоровью потерпевшего, - наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без него. 2. То же действие, если оно вызвало гибель людей или другие тяжелые последствия, — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».
add company