Главный списокЛицензирование, налоги

Средство от красного петуха



Обязанность обеспечить пожарную безопасность в помещениях (в том числе арендованных) возложена на предприятие, которое это помещение занимает. Более того, введение в эксплуатацию новых или реконструированных объектов, аренда любых помещений без разрешения органов пожарной охраны запрещены. А установка пожарной сигнализации, согласно положениям Закона о пожарной безопасности, как раз и является обеспечением пожарной безопасности (ст. 5 Закона). Рассмотрим, как вести учет приобретения и установки пожарной сигнализации 1 . Приобретение и установка пожарной сигнализации в собственных новых помещениях Стоимость пожарной сигнализации увеличивает первоначальную стоимость нового помещения, поскольку она составляет с ним одно целое (сама по себе сигнализация не сможет работать без помещения). В целях налогообложения затраты на приобретение и установку сигнализации также увеличивают балансовую стоимость основных фондов группы 1. Пример 1 Предприятие подрядным способом построило здание. Стоимость объекта составляет 24000 грн, включая 4000 грн НДС. В указанную стоимость входит покупка и установка сигнализации. Отражение в учете данных операций см. в таблице 1 . Таблица 1 № п/п Наименование операции Бухгалтерский учет Сумма, грн ВД ВВ Д-т К-т 1 Произведена 50-процентная предоплата подрядной организации за строительство здания 371 "Расчеты по выданным авансам" 311 "Текущие счета в национальной валюте" 12000 2 Увеличен налоговый кредит по НДС 12000 х 20 : 120 = 2000 641 "Расчеты по налогам" 644 "Налоговый кредит" 2000 3 Подписан акт выполненных работ 151 "Капитальное строительство" 631 "Расчеты с поставщи-ками и подрядчиками" 20000 4 Увеличен налоговый кредит по НДС (исходя из неоплаченной стоимости) (20000 - 10000) х 20 : 100 = 2000 641 "Расчеты по налогам" 631 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 2000 5 Отражена сумма НДС в стоимости работ, оплаченных путем перечисления аванса 644 "Налоговый кредит" 631 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 2000 6 Списана сумма перечисленного аванса в счет выполненных условий на выполнение работ 631 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 371 "Расчеты по выданным авансам" 12000 7 Введено в эксплуатацию помещение 103 "Здания и помещения" 151 "Капитальное строительство" 20000 8 Произведен окончательный расчет с подрядной организацией за строительство здания 631 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 311 "Текущие счета в национальной валюте" 12000 Приобретение и установка пожарной сигнализации в собственных эксплуатирующихся помещениях Если предприятие устанавливает вместо старой сигнализации новую, то происходит улучшение объекта, увеличивающее первоначально ожидаемые экономические выгоды, то есть основные фонды модернизируются. Следовательно, в бухгалтерском и налоговом учете стоимость установки и приобретения пожарной сигнализации увеличивает стоимость здания, в которое она устанавливается. В налоговом учете предусмотрена льгота по отнесению к составу валовых расходов стоимости улучшений, но не более 10% от балансовой стоимости всех групп основных фондов на начало отчетного года. Затраты, превышающие указанный лимит, относятся на увеличение балансовой стоимости основных фондов группы 1 (пп. 8.7.1 Закона о прибыли с учетом изменений, принятых 24.12.2002 г. 2 ). Пример 2 Предприятие решило заменить старую сигнализацию новой. Стоимость услуг посторонней организации по покупке и установке пожарной сигнализации - 2400 грн, в том числе 400 грн НДС. Балансовая стоимость групп основных фондов на начало отчетного года - 10000 грн. В течение отчетного года льготой по отнесению 10% стоимости улучшений на валовые расходы предприятие не пользовалось. Отражение в учете данных операций см. в таблице 2. Таблица 2 № п/п Наименование операции Бухгалтерский учет Сумма, грн ВД ВВ Д-т К-т 1 Подписан акт выполненных работ 152 "Приобретение (изготовление) основных средств" 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" 2000 2 Увеличен налоговый кредит по НДС 641 "Расчеты по налогам" 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" 400 3 Введена в эксплуатацию пожарная сигнализация 103 "Здания и помещения" 152 "Приобретение (изготовление) основных средств" 2000 4 Уплачено подрядной организацией за установку пожарной сигнализации 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" 311 "Текущие счета в национальной валюте" 2400 Приобретение и установка пожарной сигнализации в арендованных помещениях В договоре аренды должны быть четко предусмотрены обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества (п. 2.4 Правил №400). Вместе с тем, если в обязанность арендатора согласно договору аренды будет вменена установка сигнализации, то там же должно быть указано, будет ли арендодатель возмещать затраты арендатора. На практике возможны два варианта. I ВАРИАНТ. В договоре аренды предусмотрены обязательства арендатора по установке сигнализации, но не оговорен вопрос компенсации расходов. В таком случае арендатор имеет право отнести к валовым расходам стоимость затрат по установке сигнализации. В налоговом учете арендатор может: - отнести на валовые расходы стоимость сигнализации в пределах 10% балансовой стоимости основных фондов на начало отчетного года (если предприятие в течение отчетного года не исчерпало указанный лимит); - увеличить (создать) балансовую стоимость арендованных основных фондов на стоимость затрат по установке сигнализации, не включенных в валовые расходы (подпункт 8.8.1 Закона о прибыли). Естественно, указанные затраты будут амортизироваться. Однако при достижении балансовой (остаточной) стоимости созданного объекта 100 н. м. д. г. (на сегодняшний момент - 1700 грн), согласно подпункту 8.3.7 Закона о прибыли, остаточная стоимость объекта относится на валовые расходы (а стоимость объекта приравнивается к нулю). Так что если в договоре не оговорен порядок компенсации, это не значит, что арендатор не может получить возмещения. Правда, выглядеть оно будет как продажа основных фондов (передача улучшений). Заметим, что если стоимость ремонта невелика, то у арендатора стоимость произведенных улучшений на момент передачи объекта основных фондов может оказаться нулевой. Тогда нечего будет и компенсировать. Пример 3 В договоре аренды указано, что арендатор должен установить противопожарную сигнализацию в арендуемом помещении. Арендатор уплатил подрядчику 4800 грн (в том числе НДС - 800 грн ) за приобретение и установку противопожарной сигнализации. Балансовая стоимость групп основных фондов на начало отчетного года - 10000 грн . В течение отчетного года льготой по отнесению 10% стоимости улучшений на валовые расходы предприятие не пользовалось. За срок действия договора аренды арендатор начислил: - износ (в бухгалтерском учете) - 400 грн; - амортизацию (в налоговом учете) - 500 грн. По истечении срока договора аренды арендодатель компенсирует расходы арендатора на установку сигнализации. Стоимость компенсации - 2400 грн, в том числе НДС - 400 грн. Согласно Приказу об учетной политике предприятия, к основным средствам относятся материальные ценности стоимостью свыше 1000 грн . Отражение в учете данных операций см. в таблице 3. Таблица 3 № п/п Наименование операции Бухгалтерский учет Сумма, грн ВД ВВ Д-т К-т 1 Подписан акт выполненных работ по установке противопожарной сигнализации 153 "Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов" 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" 4000 2 Увеличен налоговый кредит по НДС 641 "Расчеты по налогам" 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" 800 3 Введена в эксплуатацию пожарная сигнализация 117 "Прочие необоротные материальные активы" 153 "Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов" 4000 4 Уплачено подрядной организацией за установку пожарной сигнализации 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" 311 "Текущие счета в национальной валюте" 4800 5 Начислен износ (за время действия договора аренды) 90, 91, 92, 93, 94 132 "Износ прочих малоценных необоротных материальных активов" 400 6 Переданы улучшения согласно акту выполненных работ 377 "Расчеты с прочими дебиторами" 742 "Доход от реализации необоротных активов" 2400 7 Сумма начисленной налоговой амортизации — 500 грн. Следовательно, на момент передачи остаточная стоимость улучшений составила: 4000 грн - 500 грн = 3500 грн. В связи с этим у предприятия возникают валовые расходы на сумму превышения цены продажи над остаточной стоимостью (2000 грн - 3500 грн = 1500 грн). 1500 8 Увеличены налоговые обязательства по НДС 742 "Доход от реализации необоротных активов" 641 "Расчеты по налогам" 400 9 Списана остаточная стоимость переданных улучшений 972 "Себестоимость реализованных необоротных активов" 117 "Прочие необоротные материальные активы" 3600 10 Списана сумма начисленного износа 132 "Износ прочих малоценных необоротных материальных активов 117 "Прочие необоротные материальные активы" 400 Пример 4 В договоре аренды указано, что арендатор должен установить противопожарную сигнализацию в арендуемом помещении. Арендатор уплатил подрядчику 2400 грн (в том числе 400 грн НДС) за приобретение и установку противопожарной сигнализации. Согласно Приказу об учетной политике предприятия, основными средствами являются материальные ценности стоимостью свыше 1000 грн. Балансовая стоимость групп основных фондов на начало отчетного года - 20000 грн . В течение отчетного года льготой по отнесению 10% на валовые расходы предприятие не пользовалось. По истечении срока договора аренды арендодатель не компенсирует расходы арендатора на установку сигнализации. Отражение в учете данных операций см. в таблице 4. Таблица 4 № п/п Наименование операции Бухгалтерский учет Сумма, грн ВД ВВ Д-т К-т 1 Подписан акт выполненных работ по установке противопожарной сигнализации 153 "Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов" 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" 2000 2 Увеличен налоговый кредит по НДС 641 "Расчеты по налогам" 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" 400 3 Введена в эксплуатацию пожарная сигнализация 117 "Прочие необоротные материальные активы" 153 "Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов" 2000 4 Уплачено подрядной организацией за установку пожарной сигнализации 631 "Расчеты с отечественными поставщиками" 311 "Текущие счета в национальной валюте" 2400 5 Отнесена на валовые расходы остаточная стоимость объекта менее 1700 грн 1500 6 Начислен износ (за время действия договора аренды) 90, 91, 92, 93, 94 132 "Износ прочих малоценных необоротных материаль-ных активов 2000 Согласно П(С)БУ 7, амортизация начисляется в течение срока полезного использования объекта (эксплуатации). В нашем случае предприятие установило, что полезный срок использования объекта равен оставшемуся сроку действия договора аренды. II ВАРИАНТ. В договоре аренды предусмотрены обязательства арендатора по установке сигнализации, а также оговорен вопрос компенсации расходов. В таком случае арендатор не создает никакой балансовой стоимости основных фондов и не пользуется 10-процентной льготой по отнесению на валовые расходы затрат по установке сигнализации. В налоговом учете у арендатора такая операция отразится как перепродажа услуги. Пример 5 В договоре аренды указано, что арендатор должен установить противопожарную сигнализацию в арендуемом помещении. Арендатор уплатил подрядчику 2400 грн (в том числе НДС - 400 грн ) за приобретение и установку противопожарной сигнализации. Затем арендодатель компенсировал арендатору понесенные им расходы на установку сигнализации (2400 грн). Отражение в учете данных операций см. в таблице 5. Таблица 5 № п/п Наименование операции Бухгалтерский учет Сумма, грн ВД ВВ Д-т К-т 1 Перечислена предоплата подрядной организации за ремонт складского помещения 371 "Расчеты по выданным авансам" 311 "Текущие счета в национальной валюте" 2000 2000 2 Увеличен налоговый кредит по НДС 641 "Расчеты по налогам" 644 "Налоговый кредит" 400 3 Подписан акт выполненных работ с подрядной организацией 977 "Прочие расходы обычной деятельности" 371 "Расчеты по выданным авансам" 2000 4 Отражен налоговый кредит по НДС 644 "Налоговый кредит" 371 "Расчеты по выданным авансам" 400 5 Подписан акт выполненных ремонтных работ с арендодателем 377 "Расчеты с прочими дебиторами" 746 "Прочие доходы от обычной деятельности" 2400 2000 6 Увеличены налоговые обязательства по НДС 746 "Прочие доходы от обычной деятельности" 641 "Расчеты по налогам" 400 7 Получена компенсация от арендодателя 311 "Текущие счета в национальной валюте" 377 "Расчеты с прочими дебиторами" 2400 _______________________________________________ 1 В статье рассмотрим только те случаи, когда основные фонды используются в хозяйственной деятельности предприятия. 2 Анализ изменений см. в "ДК" №1-2 ; №4 ; №5 Нормативная база 1. Закон о пожарной безопасности - Закон Украины от 17.12.93 г. №3745-XII "О пожарной безопасности". 2. Закон о прибыли - Закон Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий". 3. Правила №400 - Правила противопожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом Министерства внутренних дел Украины от 22.06.95 г. №400. 4. П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. №92.
add company