Пожарные не любят, когда им напоминают о платных услугах. Но громко говорить о принудительном спонсорстве нужно Мы неоднократно писали о так называемых платных услугах, предоставляемых органами государственной власти. А также о том, что доля услуг в финансировании госорганов весьма существенна (по сравнению, к примеру, с бюджетными деньгами) — настолько, что услуга становится функцией власти (см. также БИЗНЕС №7, стр.104 и “Комментарий эксперта” на стр.113). Писали мы и об услугах пожарных (см., например, БИЗНЕС №25-26 от 24.06.02 г., стр.34). Ясное дело, подобные статьи вызывают неоднозначную реакцию, особенно у их персонажей. Один из откликов, письмо начальника Управления пожарной безопасности в Луганской области, мы решили опубликовать (см. “То самое письмо” на этой же стр. и стр.113). Одновременно мы попросили бизнесменов ответить на вопрос: “Во что предпринимателям обходится общение с пожарными?” (см. стр.114). Все вышесказанное позволяет сделать вывод: система финансирования госструктур нуждается в изменениях. Господа предприниматели и чиновники, предлагайте и ваши варианты решения данной проблемы. Что не понравилось читателю В БИЗНЕСе №5 (см. стр.69) была напечатана заметка о том, что начальник Управления пожарной безопасности УМВД в Луганской области г-н САВЕЛЬЕВ (автор публикуемого рядом письма. — Ред.), а вслед за ним и начальник Управления пожарной безопасности Полтавской области г-н ГОРБЕНКО обратились к главам своих администраций с просьбой создать программы поддержки местных пожарных дружин и оказать им финансовую помощь. Свои просьбы областные пожарные мотивировали тем, что их подчиненные недостаточно финансируются. БИЗНЕС счел эту информацию неполной и в своем комментарии рассказал обо ВСЕХ источниках финансирования деятельности пожарных. И считаем, что поступили правильно. Поскольку знаем, КОГО, как правило, заставляют финансировать всевозможные региональные “программы добровольной поддержки”... А дискуссии мы не боимся. Потому и печатаем письмо г-на САВЕЛЬЕВА (с небольшими сокращениями. — Ред.). А заодно публикуем и мнения предпринимателей, которым постоянно доводится общаться с коллегами нашего респондента (см. стр.114). Читайте аргументы сторон, сравнивайте... То самое письмо “Пишет вам начальник Управления пожарной безопасности в Луганской области Игорь Викторович Савельев. В газете БИЗНЕС в рубрике “Пожарные новости” было опубликовано сообщение информагентства “Интерфакс-Украина” о том, что на брифинге я обратился к руководителям городов и районов с просьбой о создании местных программ поддержки пожарных служб в связи с недостаточным финансированием пожарной охраны. Ниже следовали комментарии БИЗНЕСа “о существующих сегодня источниках финансирования служб пожарной охраны помимо “недостаточного” бюджетного финансирования”. Я специально процитировал выдержку из этих так называемых комментариев, потому что слово “недостаточное” написано в кавычках. Хотелось бы, чтобы комментарии в таком солидном издании давались специалистом, который не только может прочесть Закон Украины “О пожарной безопасности”, но и знает истинную ситуацию, складывающуюся вокруг финансирования пожарной охраны. Начну с того, что пожарной охране из бюджета уже 7 лет не выделяются целевые средства на ГСМ, технику, боевую одежду. Государственное финансирование пожарной охраны Украины на 2002 год составило 36,8% необходимого. Вместе с тем с введением в действие Закона Украины “Про внесення змін і доповнень до деяких законів України” от 12.09.02 г. в январе 2003 года завершилось создание Государственной пожарной охраны как единой структуры, и вся пожарная охрана переведена на финансирование из государственного бюджета, финансирование за счет местного бюджета отсутствует. В Луганской области 37 профессиональных пожарных частей, в которых работают 1200 человек. Если бы развалилась эта структура, то без пожарного прикрытия в области остались бы более 150 населенных пунктов! В большинстве своем это шахтерские города и села, где пожарная охрана — практически единственная служба, которая способна оказывать разностороннюю помощь населению. Чтобы не бросить людей на произвол судьбы и сохранить эти 37 частей, я и предложил органам местного самоуправления в соответствии с п.15 ст.91 Бюджетного кодекса создавать программы поддержки пожарных частей в их населенных пунктах. К сведению: руководители облгосадминистрации и местных органов власти с пониманием отнеслись к моему предложению. Что касается отчислений из платежей по имущественным видам страхования, то в том же Законе Украины “О пожарной безопасности” сказано, что механизм отчислений определяется Кабинетом министров. Однако Кабинет министров этот механизм не определил, поэтому указанная норма Закона не работает. “Процентовка” (3%) от сметной стоимости нового строительства и тариф за платные услуги действительно существуют. Но новое строительство идет полным ходом только в Киеве, в других городах уже давно ничего не строится, в основном все перестраивается. В предоставлении платных услуг тоже есть свои ограничения, да и сумма мизерная — 16 грн. 84 коп., 20% из которой уходит в налог. Например, полученные в 2002 году по этим поступлениям средства в Луганской области покрыли 2% годовой потребности в ГСМ, пенообразователе, пожарных рукавах, боевой одежде, ремонте техники. Я надеюсь, что вы не боитесь дискуссии и опубликуете мое письмо в вашей газете.” С уважением, И.В.Савельев Что не нравится нам Не нравится, когда чиновники начинают своеобразно толковать акты. Мы привыкли читать законы в оригинале и полностью (что советуем делать и нашим читателям, когда пожарный инспектор предъявляет к ним требования, ссылаясь на норму закона или инструкции). И тогда многое в вопросах финансирования пожарной охраны становится понятным. Например, автор письма утверждает, что в связи со вступлением в силу Закона Украины №138- IV “О внесении изменений в некоторые законы Украины” от 12.09.02 г. произошел полный перевод пожарной охраны на финансирование из госбюджета. В тексте данного Закона об этом нет ни слова. Зато в письме Главного управления государственной пожарной безопасности (ныне — Департамент в составе МинЧС) №12/6/77 от 09.01.02 г. содержится ссылка на ст.24 Закона Украины “О пожарной безопасности”, в которой речь идет о том, что финансовое и материально-техническое обеспечение Государственной пожарной охраны “осуществляется за счет госбюджета и бюджетов местного и регионального самоуправления, средств, поступающих на основании договоров от промышленных и других объектов, отчислений от платежей по имущественным видам страхования на финансирование предупредительных мероприятий, а также за счет пожертвований юридических лиц и граждан”. И далее: “порядок и размеры отчислений на развитие материально-технической базы пожарной охраны при новом строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и капитальном ремонте в каждом регионе Украины определяются отдельно на уровне областных госадминистраций...”. Последняя цитата — комментарий к замечанию г-на Савельева о том, что “...в других городах уже давно ничего не строится, в основном все перестраивается”, а пожарная “процентовка” касается только нового строительства. Что касается “мизерной” суммы платных услуг 16 грн. 84 коп., о которой он пишет, то мы действительно ошиблись — признаем: согласно совместному приказу МВД, Минфина и Минэкономики №448/325/143 от 22.05.02 г., данный тариф составляет уже 19 грн. 84 коп. за час работы одного инспектора (странно, почему об этом не знают сами луганские пожарные), не говоря уже о других, более дорогих услугах (о них и о многом другом — см. БИЗНЕС №25-26 от 24.06.02 г., стр.34). Но больше всего нам не нравится, когда в нормативных актах появляются следующие указания: финансирование осуществляется за счет “не запрещенных законодательством источников” Комментарий эксперта Ксения ЛЯПИНА (38), координатор проектов Института конкурентного общества (г.Киев; анализ нормативных актов в сфере регуляторной политики; с 2000 г.; 5 чел.): — Мы рассматривали проблему оказания платных услуг органами власти и считаем, что это — дублирование финансирования из бюджета. Сегодня даже Министерство экономики не может ответить, за счет чего же больше финансируются органы власти — за счет бюджета или за счет услуг. Получается, что функция власти преобразуется в услугу, которая является ее абсолютной монополией. Ведь никоим образом нельзя получить, к примеру, разрешение пожарных, кроме как у самих пожарных. И таких услуг, к сожалению, очень много. Предприниматели о финансировании пожарной службы ВО ЧТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ОБХОДИТСЯ ОБЩЕНИЕ С ПОЖАРНЫМИ? Дмитрий А. (32), директор предприятия (г.Днепропетровск; изготовление мебели; с 1996 г.; 32 чел.): — Во сколько может обойтись опечатывание помещения? А в самый разгар работы? А штрафы? Но все недостатки вы все равно не устраните. Чтобы получить разрешение на начало работ, надо получить предписание, а чтобы получить предписание, надо заплатить за вызов инспектора. А иногда пожарные вообще говорят, что “тарифы — наша тайна”. Порядок и регулярность проверок ничем не ограничены, и пожарные постоянно “достают” предписаниями и штрафами. Я не могу понять, почему пожарная инспекция сначала запрещает оформлять договоры аренды без согласования с ними, а потом за согласование просит материальную помощь для пожарной части? С меня как-то “вымораживали” 250 грн. И только потому так мало, что фирма состояла из трех человек. Николай МОШУК (47), директор предприятия “Беркут” (г.Киев; торговля обоями и секонд-хендом; с 1992 г.; 205 чел.): — Чтобы не иметь претензий от пожарных, мы установили пожарную сигнализацию, обеспечили предприятие необходимыми средствами пожаротушения, переделали проводку, провели инструктаж персонала. Я считаю, что все зависит от хорошей работы инженерной службы самого предприятия. Конечно, бывают и штрафы. Но сказать о предвзятости или “наездах” пожарной службы я не могу. Хотя случаи нелояльного отношения к другим предприятиям, особенно мелким, встречаются довольно часто. Сергей К. (34), владелец кафе (г.Киев; с 1996 г.; 7 чел.): — Приведу конкретный пример. Осенью 2002 года мне позвонил один из заместителей начальника районной пожарной службы с просьбой провести в кафе “мероприятие”. Причем без ограничения времени его проведения и, естественно, за счет заведения. Иногда и просто присылают записочки с заказом. Я вообще не встречал предпринимателей, которые ничего никому не “носили” бы. Аргументы у пожарных непробиваемые: если не заплатишь — опечатаем, а в дальнейшем вы и сами закроетесь. Придраться же чиновник может к чему угодно. И при любой проверке со стороны властных органов, чтобы иметь возможность “зацепиться” и убрать неугодных, присутствует пожарный инспектор. Еще один пример. Пока я строил кафе, претензий у пожарных не возникало. А после ввода объекта в строй появились претензии к проводке, отделке и т.д. И пошли предписание за предписанием. В конце концов я вынужден был продать кафе. Теперь им владеет другой хозяин, ничего не изменилось, но претензий к нему нет. А все началось с пожарных. Анатолий С. (40), владелец сапожной мастерской (г.Киев; с 1994 г.; 4 чел.): — Моя мастерская находилась рядом с жилым зданием. С 1995 года в соответствии с приказом МВД Украины №400 от 22.06.95 г. “О введении в действие правил пожарной безопасности Украины” временные сооружения должны размещаться не ближе 10 метров от иных строений и сооружений. Пожарные потребовали демонтировать мастерскую. Однако после выполнения этого требования прежнее место “заселили” торговой точкой, к которой у пожарных претензий нет. Получается, если не заплатил — пропал. Татьяна К. (35), владелец магазина (г.Киев; продажа стройматериалов, с 1997 г.; 9 чел.): — Прямых вымогательств, по сравнению с тем, что было 2-3 года назад, значительно меньше — сегодня все более цивилизованно. К примеру, пожарные предлагают оплатить страховой полис. Практически это договор о страховании третьего лица — т.е. если сгорит мой магазин и кто-либо пострадает, я должна оплатить его лечение, убытки, похороны... Непонятно, почему при этом учитывается, скажем, площадь магазина. Мы расцениваем это как вымогательство. Если у предпринимателя хватает ума торговаться, то можно заплатить 20 грн. за 1 кв.м, а если нет — предлагают оплатить по 150 грн. Визит инспектора обходится нам в 600-700 грн. Это как землетрясение — дешевле закрыться. Бывает, что в акте обследования, проведенного за 2 часа (стоимость часа работы инспектора — 19,84 грн.), стоит и 50, и 160 человеко-часов. Если не сможешь за себя постоять, могут “раскрутить” и на 2-2,5 тыс. человеко-часов. Обязательной для предпринимателей является и установка пожарной сигнализации, которая обходится в 5-8 тыс.грн., а испытание проводки — в 2 тыс.грн. Все это сильно “напрягает”. Не говоря уже о том, что постоянно навязывают подписку на журнал “Пожарное дело”, просят оплатить канцелярские товары или купить елки к Новому году. Андрей П. (41), владелец компьютерного клуба (г.Белая Церковь; с 1999 г. 9 чел.): — При получении разрешения на открытие клуба меня вежливо попросили подарить “пожарке” компьютер, обещая лояльное отношение в дальнейшем. Разрешали даже не устанавливать пожарную сигнализацию. После моего отказа последовало более “дешевое” предложение: оплатить долг пожарной инспекции какой-то фирме. В конечном итоге, установить пожарную сигнализацию пришлось по наивысшим расценкам. Пожарные новости 20 февраля министры внутренних дел Юрий СМИРНОВ и по чрезвычайным ситуациям Григорий РЕВА подписали акт приема-передачи Госдепартамента пожарной безопасности из состава МВД в подчинение МинЧС. Выступая на торжественной встрече, посвященной передаче пожарной охраны, Юрий Смирнов подчеркнул, что решение Президента о передаче пожарной охраны МинЧС “безусловно целесообразно”. Министр внутренних дел отметил, что в будущем надеется на плодотворное сотрудничество МВД и пожарной охраны уже в составе нового Министерства. 24 февраля 2003 года постановлением Кабмина №202 утверждено Положение о местной пожарной охране. Согласно Положению, местная пожарная охрана (МПО) создается органами исполнительной власти по согласованию с территориальным органом государственной пожарной охраны (ГПО) в населенных пунктах, где нет подразделений ГПО. Финансирование и материально-техническое обеспечение МПО осуществляются за счет средств местных бюджетов, а также поступлений от предоставления платных услуг, добровольных взносов юридических, физических лиц и “других, не запрещенных законодательством источников” (каких конкретно, не указывается). Помимо выполнения непосредственных обязанностей, связанных с тушением пожаров, ликвидацией последствий аварий и стихийных бедствий, работники МПО имеют право “в пределах своей компетенции” осуществлять контроль за соблюдением противопожарных требований в населенных пунктах, а также составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности.
add company