Главный списокЭлектрооборудование

Инструментарная эволюция ручного труда



На рынке строительного инструмента произошло достаточно четкое структурирование и деление всей продукции на несколько ценовых групп. Условно можно выделить три категории: достаточно дорогой, но очень качественный инструмент; очень дешевый сомнительного качества и так называемый "средний" - хороший инструмент по доступной цене. Последняя группа является самой многочисленной и составляет основу всего рынка строительных инструментов в Украине. За последний год несколько увеличился спрос на инструмент из "дорогих". Это связано с уменьшением влияния базарной торговли на профессиональных пользователей. Заказчиками такого инструмента являются, в основном, крупные строительные организации, где понимают, что "переплаченные" деньги - это, на самом деле, гарантия оригинального происхождения, надежности инструмента и дальнейшей сервисной поддержки. Резкое падение спроса на очень дешевый инструмент связано с тем, что на сегодня уже многие потребители убедились в его "одноразовости". Наибольшей популярностью сегодня пользуется качественный немецкий, польский, австрийский и также российский строительный инструмент в средней ценовой группе, доступный как строительным организациям, так и отдельным потребителям. За прошедший год значительно увеличилось количество поставщиков и, как логичный тому результат, - относительное уравнивание цен в данной группе. Недостатком нашего отечественного инструмента, является его неоправданно высокая стоимость. Виктор Петров, директор МЧФ "БЕСКИД": "Мы почти не продаем инструмент украинских производителей, так как на сегодняшний день он, к сожалению, получается дороже, чем, например, польский или китайский с его затратами на ввоз и растаможивание. И дизайн его при этом нередко уступает зарубежным аналогам. И как бороться с этим парадоксом - пока неизвестно." Прокат строительного инструмента Постоянное увеличение спроса на строительный инструмент привело к ужесточению конкуренции на рынке. Торговцы начали исповедовать более агрессивную политику по отношению друг к другу и более активную - по отношению к своим клиентам. Так, например, были улучшены дилерские условия - увеличены скидки, размеры товарных кредитов, отсрочек платежей. Стремясь максимально удовлетворить потребности каждого посетителя, почти все ведущие операторы начали предоставлять такую услугу, как прокат строительного инструмента. И этот бизнес, еще год назад считавшийся очень рискованным, - сегодня активно множиться и расширяется. Напрокат можно брать, в основном, электроинструмент. Ручной, он помельче, стоит намного дешевле, и как правило, есть в каждом доме, так как часто используется. А перфоратор, дисковую пилу или ударную дрель - инструменты, использующиеся в домашних условиях довольно редко, - удобнее взять напрокат. Сезонность На рынке строительного инструмента сезонность выражена очень ярко и существенно влияет на объемы продаж. Это связано с привычными сроками и удобством проведения строительных работ. Виктор Петров, директор МЧФ "Бескид": "Продажа строительного инструмента - бизнес в значительной степени сезонный. Объем продаж с весны к лету увеличивается, а на осень-зиму падает. Хотя май этого года был лучше, чем май прошлого по объему продаж". Некоторые специалисты, учитывая нарастание темпов строительства по стране в целом, прогнозируют уменьшение влияния сезонности на рынке строительных инструментов и постепенное выравнивание кривой продаж. Также следует отметить, что все сказанное об увеличении-падении спроса на инструмент, в зависимости от сезона, в основном касается электрического инструмента. На инструмент ручной, необходимый в каждом доме и постоянно используемый, таких существенных колебаний в спросе не ощущается. Как правильно выбрать строительный инструмент Рынок строительного инструмента поражает многообразием именитых и малоизвестных фирм, марок и моделей. И выбрать именно тот инструмент, который нужен, не всегда легко. Как же это сделать? В первую очередь нужно определить для себя фронт работ, обрабатываемые материалы и сопоставить их с параметрами инструмента: убедиться, сможет ли данный инструмент выполнить поставленные перед ним задачи. Узнавать параметры дорогих инструментов лучше всего из последнего каталога производителя. Некоторые фирмы-производители дают полную характеристику на упаковках и в описании. Имя пользователя говорит опытному человеку о многом: если вы знакомы с одним инструментом торговой марки, то можно ожидать подобного качества и от других. Но нельзя не учитывать тот факт, что многие производители разделяют свой ассортимент на потребительские Группы: профессиональный и любительский инструмент. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе, нужно четко представлять объем предполагаемых работ и их сроки. При покупке строительного инструмента также обращают внимание на стоимость, комплектацию, производительность, надежность, наличие сервиса и гарантийного обслуживания. Осторожность нужно проявлять при анализе комплектации. В технических характеристиках инструмента зачастую указаны параметры, достигаемые только при наличии определенной комплектации, а стоимость оснастки иногда сильно меняется в зависимости от формы ее приобретения - в комплекте или отдельно. Производительность инструмента определяется не только степенью производительности, но и особенностями конструкции, например, позволяющими экономить время. Конечно, чем мощнее инструмент, тем больше задач он сможет выполнить, но при этом он будет увеличен в весе, размерах и стоимости. Невозможно добиться высокой производительности инструмента, если он будет недостаточно надежным. Надежность - это комплексное понятие, включающее в себя множество параметров: ресурс, время работы до отказа и время восстановления. Ресурс и время работы определяются качеством конструкции и сборки. Можно предположить, что модель с большим ресурсом будет реже ломаться и, как следствие этого, будет более дорогой. Время работы инструмента до отказа можно определить по гарантийному сроку: чем он дольше, тем фирма-производитель больше уверена в своем инструменте. То есть сэкономить на использовании дешевых любительских инструментов и одновременно рассчитывать на высокую производительность почти никогда не удается. Покупая дорогой инструмент, лучше заранее проверить возможность его ремонта, так как не все сервисы осуществляют гарантийное обслуживание. Также необходимо обратить внимание, на что именно распространяется гарантия. Зачастую изготовитель считает подлежащим гарантии не все, а только то, что сломать очень трудно. Чтобы избежать неудобств и разочарований, лучше не покупать неоправданно дорогих инструментов, но и остерегаться подозрительно низких цен. Приобретая инструмент для дома, правильнее выбирать по возможности универсальную модель, а если планируются большие объемы работ, лучше отдать предпочтение мощности, а не универсальности. И, при наличии средств, специалисты рекомендуют приобретать модель профессиональной группы. Гарантия Гарантийные обязательства - это своеобразный тест на солидность фирмы-продавца и важный критерий доверия к торговой марке. Дело в том, что в сложных изделиях, например, электроинструментах, целый ряд деталей не производится фирмами-изготовителями инструмента. Поэтому последние обладают моральным правом отказать покупателю в бесплатном ремонте этих деталей. На месте все зависит от условий сервисного контракта между производителем и поставщиком. Производители, оберегающие имидж торговой марки и уделяющие внимание развитию сервисной базы, доводят число деталей и узлов, подлежащих бесплатному ремонту в течение гарантийного срока, до 90%. Цены на такой инструмент выше, но это плата за стабильность. Инструменты некоторых профессиональных торговых марок практически невозможно отремонтировать бесплатно даже в течение гарантийного срока. Это оборудование завоевывает свою часть рынка только более низкой ценой. Убеждая в превосходстве своей программы над конкурентами, производители часто напирают на надежность двигателя, что на самом деле не может быть объективной характеристикой надежности машинки. Существует сервисная статистика, беспристрастно оценивающая показатели надежности изделия. Она говорит о том, что отказ двигателя - это 15-20% от общего числа рекламаций. А наиболее частые поломки - ударный механизм, редуктор, блок выключателя и патрон, причем связаны они, в основном, с неправильной эксплуатацией инструмента. Представители сервисных служб, имеющие сервисные данные по нескольким производителям, констатируют, что HILTI и DeWALT славятся невысоким процентом отказов в течение гарантийного срока и в последующей эксплуатации. Обслуживание строительного инструмента Инструмент любой торговой марки, предлагаемый официальными импортерами, имеет тот или иной уровень сервиса. Изделия марки BOSCH обслуживает фирма Эпос, МЕТАВО - "Проинструмент", KRESS -"Вадим"; DeWALT и BLACK&DECER - авторизованные сервисные центры. Другие электроинструменты ре-монтируют в мастерских, созданных на базе фирм-продавцов. Одна из основных проблем сервисных центров связана с использованием бытового инструмента в профессиональном режиме. Изделия, предназначенные для бытового пользования, надежны, но ровно настолько, насколько это требуется в быту. Разумеется, более жесткий профессиональный режим они выдерживают не всегда. Тем не менее, профессионал, сломавший бытовую дрель в течение гарантийного срока, приходит в сервисный центр и требует бесплатного ремонта. Если раньше импортеры, без желания, но ремонтировали такой инструмент, то теперь на умников нашли управу. Определить, в каком режиме и сколько работал инструмент, не составляет труда. Иногда сам характер поломки говорит о ее причине. Таким образом, после проведения экспертизы делается заключение, что инструмент применяли не по назначению. В этом случае, как известно, производитель снимает с себя гарантийные обязательства. Сказанное абсолютно не означает, что бытовой инструмент лучше не приобретать. Наоборот, при условии его использования дома и на даче, эпизодических одалживаний соседу, этот инструмент прослужит хозяину добрый десяток лет. Вторая проблема сервисных центров возникает из-за отсутствия культуры пользования у отечественных потребителей. Современный инструмент - это изделия "новой формации", они призваны максимально облегчить труд пользователя, поэтому требуют от пользователя определенной культуры обращения и некоторой квалификации. Кроме того, сегодня производители, учтя статистику, стараются в какой-то мере обезопасить изделия от грубого и небрежного обращения. Например, устанавливают в ударных инструментах "защиту от дурака" - стопорные муфты (при перегрузке производственный эффект пропадает, а ударный механизм не бьет сам себя). Этим достигается как продление срока службы, так и ослабление давления на сервисные службы со стороны массового пользователя. Анализ и перспективы развития рынка строительных инструментов Благоприятными представляются тенденции, которые складываются в последние пять лет на рынке строительных инструментов. По словам представителей ведущих компаний отрасли, несмотря на кризисный период 1996-1998 годов, изданный момент этот рынок динамично развивается, и к 2004 году предполагается возрастание его объемов на 50-70%. Среди участников свое неизменное место занимают представительства крупных всемирно известных компаний, а также украинские фирмы, которые представляют на рынке целый ряд торговых брендов. Еще одним звеном в этой цепи, соединяющим производителей и конечного потребителя, являются мелкие дистрибьюторы, покупающие товары у крупных фирм оптом и реализующие их конечному потребителю. Безусловными и важными участниками рынка являются конечные потребители. В их число входят промышленные предприятия и строительные организации. Это и государственные предприятия, и крупные акционерные общества, средние и мелкие компании, частные предприниматели. Очень емкой, перспективной и быстро развивающейся смело можно назвать отрасль инструментов, где представлен наиболее широко инструмент для промышленного строительства. Директор по продажам Роберт Бош Лтд. - одной из наиболее крупных компаний, продающих электроинструмент в Украине - Виталий Бульда на открытии выставки "INTERTOOL-2002" отметил, что сегодня львиная доля продаж осуществляется потребителям-профессионалам, и только небольшая часть электроинструмента реализуется потребителям для бытового использования и любителям-непрофессионалам (которые приобретают не инструмент сам по себе, а престиж полюбившейся им торговой марки). Представители крупных компаний прогнозируют, что по мере роста объема рынка (на сегодняшний день товарооборот на этом рынке составляет 20 млн. долларов в год) стоимость инструмента для профессионалов будет возрастать, поскольку будет увеличиваться спектр услуг, выполняемых при помощи того или иного инструмента. Большинство компаний, прочно занявших определенные ниши данного рынка, отмечают, что количество продаж их товаров возрастает, и ежегодный прирост составляет в среднем 15-20%. Так что перспективы возрастания через несколько лет объема рынка станков, инструмента и промышленных технологий на 50-70% видятся им вполне реальными, особенно, учитывая тот факт, что в Украине рынок большой, но не насыщенный. Он постоянно растет и изменяется. Показатель прироста объема рынка предположительно будет составлять более 10% ежегодно. Следует отметить заметное увеличение количества в Украине малых и средних предприятий. Небольшие по размерам и оборотным средствам компании все больше отдают предпочтение дорогому и качественному строительному инструменту. Делать крупные капитальные вложения в собственные основные средства, с целью достижения максимальной производительности, становится все более приемлемым для небольших строительных фирм. Этот факт свидетельствует о наличии на таких предприятиях высококвалифицированного персонала, способного осуществлять глубокий экономический анализ деятельности этого предприятия и делать правильный выбор инструмента. В развитии малых и средних компаний заинтересованы в большой степени фирмы, продающие дорогое, высокопроизводительное и качественное оборудование, поскольку потребители в лице больших предприятий немногочисленны и, как правило, уже отдали свое предпочтение в выборе того или иного инструмента, небольшие потребители находятся в постоянном поиске оптимального соотношения цены, качества и производительности. Заинтересовать такого потребителя - вот в чем состоит основная задача производителей и импортеров станков, инструмента и промышленных технологий. Статистика свидетельствует о падении количества экспортируемого из Украины инструмента, более того, потребителями отечественной продукции за рубежом в основном являются развивающиеся страны. По-прежнему доля экспорта Украины в развитые страны составляет менее 1 % от общего ввоза в эти страны. На предприятия, работающие на рынке строительного инструмента, возложена сложная и ответственная миссия: возрождение и развитие инструментальной промышленности Украины. А стабилизационные процессы в экономике государства свидетельствуют о том, что компаниям на рынке открываются новые возможности и перспективы динамичного роста.
add company