Венецианская биеннале уникальна. Это самая некоммерческая выставка мира. Здесь не заключаются сделки, никто ничего не продает, все только показывают. В одной части биеннале — здании Арсенала — «звезды» показывали то, что они сейчас строят. В другой части, садах Джардини, свои экспозиции демонстрировали страны. Тема, заявленная куратором Дейаном Суджиком, звучала просто — NEXT. Имеется в виду не отдаленное будущее, которое крутилось в виртуальных моделях на множестве экранов на прошлой биеннале, а вполне реальный завтрашний день. Стало понятно, что изогнутые, криволинейные поверхности, которыми увлекались многие архитекторы, а реально построить могли немногие, больше не проблема. Технологии для них найдены, и скоро пластинчатые, ленточные, перепончатые здания станут нормой, если не банальностью. Экспозиция архитектурных «звезд» делилась по темам: жилье, музеи, представления, образование, коммуникации, работа, шопинг и др. Судя по биеннале, дом в наименьшей степени подвержен футуристическим экспериментам. Среди представленных на выставке много обычных модернистских домов, иногда с национальными мотивами той страны, где они строятся. Был даже классический дом итальянца Паоло Пива. Космических жилищ будущего оказалось всего два. Одно из них — Графтон Нью Холл, группа Ushida Findlay Architects, — представляет собой щупальцы, вросшие в ландшафт. В таком доме как-то неудобно говорить об этажах, стенах и потолке. Одно перетекает в другое. Архитекторы, кстати, позиционируют свое здание как объект, близкий природе, ориентированный в соответствии с движением солнца. Им кажется, что здание похоже на вросшие в землю камни. Но именно близостью к природе, отсутствием человеческого начала эта штука и пугает. «Золотого льва» получил, как ни странно, скромный и беспафосный музей Фонда Камарго португальского архитектора Алваро Сизы. Эта вещь тоже вписана в ландшафт, но присутствие человека в ней, в отличие от английского дома, все же читается в пропорциях этажей. Деконструктивист Даниэль Либескинд строит здание для очень конструктивного, можно сказать, терапевтического занятия — шопинга. Среди «обломков» деконструктивной архитектуры можно будет не только отовариться, но и поплавать в бассейне после этого возбуждающего процесса. Для магазина в Бирмингеме группа Future Systems разработала технологию, позволяющую изготовить гнутую оболочку с пупырышками, подражающую коже. Научный центр Захи Хадид, как всегда, куда-то сносило ветром, а австрийская группа «Куп Химмельблау» запрятала офис BMW меж двух прозрачных пленок. «Льва» в номинации «лучший архитектор» получил Тойо Ито, построивший знаменитое здание нового тысячелетия — Медиатеку в Сэндае. Многим странам их будущее рисуется крайне туманно. Испанцы в своем павильоне постелили ковер с картиной Босха, изображающей рай. Швейцарцы приглашали всех в «Гормонориум» — ослепительно белую комнату, из которой был частично выкачан кислород. В ней воспроизводилась разреженная атмосфера Альп, которая должна стимулировать творческий процесс и всех делать гениями. Стать гением можно было за 20 евро. Немцы были академичны, собрав около ста работ студентов на одну и ту же тему. Студенты упражнялись в дизайне на кубиках размером 30 х 30 х 40 см. Наиболее четко представляют себе будущее Россия и Франция. Эти страны показали проекты, которые должны быть вот-вот построены. Россия представила проекты реконструкции двух театров — в Москве и Петербурге. А настоящим украшением русского павильона стала инсталляция всемирно известного театрального художника Георгия Цыпина, которая разместилась в нижнем зале. В темной воде под музыку плавали светящиеся стеклянные купола. Вертикальная башня, устремленная неизвестно куда, символизировала Москву, а светящийся корабль, тоже плывущий неизвестно куда, — Петербург. Действительно, в России неясность цели сочетается с постоянной устремленностью. Английская инсталляция, по общему мнению, стала самой эффектной. Англичане свое завтра видят изнутри архитектуры. Человек, вошедший в павильон, оказывался внутри виртуальной архитектуры, проецируемой на стены. Может это и есть наше будущее?
add company