Главный списокЭкономика, инвестиции

Жилищный кодекс Украины



Жилищный кодекс Украины, разработанный в соответствии с Конституцией Украины и Концепцией государственной жилищной политики, регулирует правоотношения физических и юридических лиц в жилищной сфере. Этот Кодекс предусматривает создание государством условий для реализации права граждан Украины на жилье, улучшение содержания и сохранения жилого фонда, расширение жилищного Строительства. РАЗДЕЛ І ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Право граждан Украины на жилье. 1. В: соответствии с Конституцией Украины граждане Украины имеют право на жилье. Под жильем в этом Кодексе подразумевается одноквартирный дом, квартира или их, часть, комната в общежитии, предназначенные для проживания одинокого лица или семей. 2. Государство гарантирует право на жилье путем: 1) обеспечения государством и

органами местного самоуправления безвозмездно или за доступную плату (в пределах установленной нормы) жильем граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и социальной защите, а также иных категорий граждан, определенных законодательством. Социальный уровень – это размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на каждого члена семьи. Социальный уровень устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины и ежегодно пересматривается; 2) предоставления льготных кредитов для строительства или Приобретения собственного жилья гражданам, которые состоят на учете для улучшения жилищных условий; 3) стимулирования строительства, реконструкции и содержания жилья путем предоставления налоговых льгот застройщикам и подрядчикам, а также использования других экономических рычагов.

3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия при которых каждый гражданин будет иметь возможность пользоваться жильем на условиях договора найма или аренды, построить или приобрести жилье. Граждан, которые нуждаются в социальной защите, эти органы обеспечивают жильем безвозмездно или за доступную для них плату. 4. Граждане имеют право на получение в пользование в установленном порядке жилого помещения. Жилые помещения предоставляются гражданам в срочное и бессрочное пользования. Никто не может быть выселенным из жилого помещения, которое он занимает, или ограниченным в праве пользования жилыми помещениями иначе как на основании и в порядке, предусмотренном законом, по решению суда.

Жилищные права граждан охраняются законом. Статья 2. Участие граждан, объединений (товариществ) собственников одноквартирных жилых домов, совладельцев и застройщиков многоквартирных жилых домов и профсоюзов в строительстве, использовании и обеспечении сохранности жилищного фонда 1. Граждане, объединения (товарищества) собственников одноквартирных жилых домов, совладельцев и застройщиков многоквартирных жилых домов, а также профсоюзы в соответствии со своими уставами принимают участие в: 1) осуществлении мероприятий, направленных на развитие жилищного строительства, улучшение использования, содержания и сохранности жилищного фонда; 2) защите своих экономических и социальных прав и интересов, связанных с содержанием и сохранностью жилья;

3) выборе, в том числе на конкурсной основе, предприятий и организаций для строительства, обслуживания и ремонта жилья; 4) осуществлении Контроля за целевыми расходами на содержание домов и придомовых территорий и на жилищно-коммунальные услуги; 5) выполнении работ по благоустройству и озеленению придомовых территорий. 2. На государственных и коммунальных предприятиях, в учреждениях и организациях администрация вместе с профсоюзным комитетом или другим органом, уполномоченным на это трудовым коллективом, в соответствии с коллективным договором определяет размер средств, которые будут направлены на строительство, реконструкцию и содержание жилья, осуществляет учет работников, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и осуществляет распределение построенного жилья; Статья 3. Жилищное законодательство Украины 1. Жилищное законодательство состоит из этого

Кодекса, а также других актов Законодательства, которые регулируют правоотношения в жилищной сфере; 2. Законы и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют правоотношения в жилищной сфере, должны соответствовать нормам этого Кодекса. Если нормативно-правовые акты противоречат Жилищному кодексу Украины, применяются нормы этого Кодекса. 3. Земельное и градостроительное законодательство, законодательство об охране культурного наследия применяется для урегулирования правоотношений в жилищной сфере, если эти отношения не урегулированы жилищным законодательством. Статьи 4. Отношения которые регулируются жилищным законодательством

1. Жилищное законодательство регулирует отношения между органами, уполномоченными государством, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в области: 1) возникновения, осуществления и прекращения права собственности на жилые дома, квартиры, а также комнаты в квартирах, их частях; 2) учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий; 3) реализации прав собственников жилья и пользователей жильем и определения их обязанностей; 4) обеспечения сохранности, обслуживания и ремонта жилищного фонда; 5) оплаты жилищно-коммунальных услуг; 6) осуществления местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вместе с профсоюзами, другими общественными объединениями надзора и контроля за обеспечением реализации права граждан Украины на жилье, соблюдением

Правил пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями и их содержания; 7) обмена и бронирования жилья. 2. Отношения, связанные с отведением земельных участков для жилищного строительства, строительством и реконструкцией жилых домов, предоставлением кредитов и субсидий, регулируются соответствующим законодательством с учетом норм этого Кодекса. Статья 5. Жилищный фонд Украины Жилищный фонд Украины — это совокупность всех видов жилья частной, государственной, коммунальной и коллективной собственности; Статья 6. Состав жилищного фонда Украины 1. К жилищному фонду Украины принадлежат: 1) жилые дома — дома, которые предназначены для проживания людей и имеют одну или несколько квартир и необходимые вспомогательные помещения; 2) квартиры — части жилых домов, •которые предназначены для проживания одиноких лиц, одной или нескольких семей, с благоустроенными жилыми комнатами, подсобными помещениями и отдельным выходом на .лестничную клетку, галерею, в коридор или на улицу; 3) часть квартиры (одноквартирного дома) — жилая комната (комнаты) в квартире (одноквартирном доме), пригодной для постоянного проживания одинокого лица или семьи, а также подсобные помещения квартиры (одноквартирного дома). 2. Не принадлежат к жилищному фонду

Украины нежилые помещения в жилых домах — части дома с отдельными входами, предназначенные для торговых и бытовых потребностей, прочей не запрещенной законом деятельности и эксплуатации дома. 3. Жилую площадь квартиры составляет площадь ее жилых комнат (комнаты). 4. Общую площадь квартиры составляет площадь жилых комнат (комнаты) и подсобных помещений квартиры с учетом площади лоджий, балконов и террас по таким коэффициентам: для лоджий — 0,5, для балконов и террас — 0,3. 5. Вспомогательные помещения жилого дома помещения жилого дома, которые предназначены для обеспечения эксплуатации и содержания дома, а также бытового обслуживания населения по месту жительства (вестибюль, лестничная клетка, переходной шлюз, межквартирный коридор, колясочная, кладовая, подвалы, чердаки и тому подобное). 6. Подсобные помещения — это помещения кухни, ванной комнаты или душевой, санузла, квартирного коридора или прихожей, встроенных в квартире кладовых или шкафов.

Статья 7. Виды и категории жилищного фонда 1. По форме собственности жилищный фонд Украины разделяется на: 1) частный жилищный фонд. Субъектами права частной собственности на жилье являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые на законных основаниях получили на него право собственности; 2) жилищный фонд коллективной собственности. Субъектами права на жилье коллективной собственности являются трудовые коллективы государственных предприятии, коллективы арендаторов, коллективные предприятия, кооперативы, хозяйственные товарищества, объединения граждан, религиозные и прочие организации, являющиеся юридическими лицами; 3) государственный жилищный фонд, который состоит из жилищного фонда, принадлежащего государственным предприятиям, учреждениям и организациям на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

Субъектом права собственности на государственный жилищный фонд является государство; 4) коммунальный жилищный фонд — это фонд, который принадлежит на правах собственности территориальным общинам сел, поселков, городов, районов в городах. Субъектом права собственности на коммунальный жилищный фонд являются территориальные общины. 2. Право собственности на жилье в Украине охраняется законом. 3. По назначению жилищный фонд разделяется на такие категории: 1) жилищный фонд социального назначения — это жилье, предназначенное для проживания на условиях аренды граждан, нуждающихся в социальной защите, и может быть размещено в жилых домах независимо от форм собственности на них; 2) жилищный фонд специального назначения — это жилье, которое предоставляется в пользование работникам предприятий,

учреждений и организаций и тем гражданам, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него (служебное жилье); рабочим, служащим, студентам, ученикам, а также другим гражданам на соответствующий срок (общежития); инвалидам, ветеранам, одиноким гражданам преклонного возраста (дома-интернаты). К фонду специального назначения принадлежит также жилье для временного проживания переселенных граждан (маневренный жилищный фонд) и жилье для беженцев, беспризорных и вынужденных переселенцев(отели-приюты); 3) жилищный фонд общего назначения — это совокупность жилья всех форм собственности, предназначенного для проживания граждан, за исключением жилищных фондов социального и специального назначения. Статья 8. Государственная регистрация права собственности на жилье Государственная регистрация права собственности и права пользования жильем осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 9. Исключение жилья из состава жилищного фонда 1. Исключение жилых домов из состава жилищного фонда Украины осуществляется на основании решения собственника дома, приватизированных или выкупленных одноквартирных домов, квартир (их частей) — по решению органа местного самоуправления на основании заявления всех совершеннолетних совладельцев и согласия органа опеки, если совладельцами жилых помещений являются несовершеннолетние лица, в случае: 1) признания жилья в установленном порядке непригодным для проживания; 2) сноса домов ввиду общественной необходимости; 3) осуществления не запрещенной законом деятельности их собственником или Совладельцами, Исключение жилья из состава жилищного фонда не лишает

Собственников или совладельцев права собственности на него. 2. Порядок обследования жилых домов, квартир (их частей) с целью признания непригодными для проживания, а также дальнейшего их использования или сноса устанавливается Кабинетом Министров Украины. 3. Инициировать исключение жилья из состава жилищного фонда может собственник жилья, местные органы исполнительной власти и местного самоуправления. Статья 10. Компетенция Верховной Рады Украины Верховная Рада Украины: 1) определяет категории граждан и социальный уровень, при котором обеспечение их жильем осуществляется за счет государственного или местного бюджета; 2) устанавливает льготы для отдельных категорий граждан по кредитованию строительства или приобретения жилья, оплаты жилищно-коммунальных услуг за счет государственного или местного бюджета. Статья 11. Компетенция Кабинета Министров Украины Кабинет Министров Украины обеспечивает осуществление определенной Верховной Радой Украины жилищной политики, в частности: 1) устанавливает единый порядок государственной регистрации права собственности и других имущественных прав на жилье; 2) утверждает по согласованию с Федерацией профсоюзов Украины Правила учета

Я предоставления жилья гражданам, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 3) ежегодно при формировании государственного бюджета предусматривает средства на строительство жилья для граждан, которые обеспечиваются им за счет государства; 4) определяет порядок предоставления льгот юридическим и физическим лицам, которые принимают участие в строительстве и содержании жилищного фонда; 3) устанавливает порядок осуществления государственного надзора и контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда; 6) предусматривает в проекте государственного бюджета объем льготных кредитов для строительства или приобретения собственного жилья, а также размер субсидий и льгот населению для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и определяет порядок распределения этих сумм; 7) утверждает Правила пользования помещениями жилых домов и придомовыми территориями и их содержания и другие нормативные документы, предусмотренные этим Кодексом;

8) устанавливает порядок определения минимальной нормы обеспечения общей площадью жилья для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Статья 12. Компетенция местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют непосредственную реализацию на местах определенной Верховной Радой Украины жилищной политики, в частности: 1) оказывают содействие развитию жилищного строительства за счет всех источников финансирования, обеспечивают комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства соответствующих регионов и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг;

2) осуществляют управление жилищным фондом, находящимся в коммунальной собственности, организовывают его надлежащее обслуживание и ремонт, приведение в порядок и содержание придомовых территорий; 3) контролируют использование жилья по назначению и принимают меры по обеспечению сохранности жилищного фонда независимо от формы собственности; 4) осуществляют контроль за деятельностью предприятий по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, а также предприятий, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги;

5) принимают решение (по представлению собственников жилья) об изменении порядка использования жилья, проведении его реконструкции и сноса непригодных для проживания жилых домов; 6) ведут учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, принимают решение о предоставлении этим гражданам жилья из коммунального жилищного фонда в порядке и на основаниях, определенных законодательством; 7) выдают в соответствии с законодательством охранные свидетельства (броню) на жилье; 8) оказывают из местного бюджета целевую помощь гражданам на строительство или приобретение и содержание ими жилья; 9) оказывают содействие созданию объединений (товариществ) собственников одноквартирных жилых домов и совладельцев и застройщиков многоквартирных жилых домов, регистрируют уставы объединений (товариществ) собственников одноквартирных жилых домов и совладельцев и застройщиков многоквартирных жилых домов; 10) определяют в местных бюджетах суммы расходов на предоставление льготных кредитов для строительства или приобретения собственного жилья гражданам, а также размер субсидий и льгот населению для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг;

11) отводят в соответствии с планами градостроительства и земельного законодательства земельные участки для строительства жилья; 12) определяют и закрепляют границы придомовых территорий и регистрируют документы на право пользования земельными участками или право собственности на них; 13) Оказывают содействие приватизации государственного жилищного фонда и передачи собственного жилья граждан в государственную и коммунальную собственность; 14) устанавливают по согласованию с региональными профсоюзами цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, возмещают суммы начисления субсидий на Оплату жилищно-коммунальных услуг; 15) организовывают в установленном порядке продажу квартир, находящихся в коммунальной собственности, в новопостроенных И реконструированных домах; 16) осуществляют приобретение жилья для увеличения жилищного фонда социального назначения;

17) осуществляют исключение из жилищного фонда домов, квартир и их частей. РАЗДЕЛ ІІ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН УКРАИНЫ НА ЖИЛЬЕ Глава 1. Порядок реализации прав граждан Украины на жилье Статья 13. Реализация прав граждан Украины на жилье 1. Граждане Украины независимо от наличия у них жилья имеют право свободно, на выбор, в соответствии со своими потребностями и возможностями построить, приобрести в собственность жилье или получить его внаем, аренду в порядке, предусмотренном этим Кодексом и другими актами законодательства. 2. Граждане Украины, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и социальной защиты, имеют право на получение внаем или аренду жилья в фонде социального назначения по норме, установленной статьей

19, в порядке, предусмотренном этим Кодексом. 3. Граждане Украины, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, имеют право: 1) на получение льготного Кредита для строительства или приобретения собственного жилья; 2) на первоочередное приобретение в собственность жилья в государственном и коммунальном жилищном фонде общего назначения или первоочередное вступление в объединение застройщиков многоквартирных жилых домов. Статья 14. Возрастной ценз на приобретение в собственность и получение жилья внаем, аренду Граждане Украины самостоятельно, реализуют право на приобретение в Собственность и получение жилья внаем или аренду после достижения восемнадцатилетнего возраста, а вступившие в брак или работающие до достижения восемнадцатилетнего возраста, — со времени бракосочетания или устройства на работу.

Прочие несовершеннолетние реализуют право на приобретение в собственность и получение жилья внаем или аренду по согласию отцов или опекунов. Статья 15. Основания для признания граждан Украины нуждающимися в улучшении жилищных условий Нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются граждане Украины, которые: 1) обеспечены жилой площадью ниже нормы, определяющейся в порядке, установленном Кабинетам Министров Украины по согласованию с Федерацией профсоюзов Украины; 2) болеют некоторыми хроническими заболеваниями в тяжелой форме, в связи с чем не могут проживать в одной комнате с членами своей семьи. Перечень таких заболеваний утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения; 3) проживают в общежитии или нанимают (арендуют) жилье в частном секторе; 4) проживают в служебном жилье более 5 лет; 5) проживают в ветхом и непригодном для этого жилье и в квартире, которые не соответствуют установленным санитарным и техническим требованиям;

6) проживают в одной комнате по две и больше семей (независимо от родственных связей), а также лица различного пола старше девяти лет (кроме супругов); 7) признанные таковыми на прочих основаниях, предусмотренных законодательством. Статья 16. Учет граждан Украины, нуждающихся в улучшении жилищных условий 1. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту их постоянного проживания в местном органе исполнительной власти или местного самоуправления. На учет берутся граждане, которые: 1) нуждаются в социальной защите для предоставления им жилья безвозмездно или за доступную для них плату. Граждане, нуждающиеся в социальной защите, — это граждане, среднемесячный совокупный доход семьи которых, в расчете на каждого члена семьи, равен или ниже социального уровня, установленного Верховной Радой Украины.

2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий и частично могут оплатить стоимость строительства или приобретения жилья для предоставления им льготных кредитов на строительство или приобретение жилья. Льготный кредит на строительство или приобретение жилья — это беспроцентный иди под низкий годовой процент (до 10 процентов) денежный заем государства, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, который подлежит погашению гражданином или членами его семьи в течение 30 лет с момента его получения. Порядок предоставления льготных кредитов и их погашения устанавливается Кабинетом Министров Украины; 3) имеют средства для строительства частного жилого дома для отведения им для этого земельных участков. 2. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, по решению их органов управления.

Наравне с работающими берутся на учет граждане, которые ушли с роботы на этих предприятиях, в учреждениях и организациях в связи с выходом на пенсию или в случае заболевания, которое препятствует их дальнейшей работе. Взятие на учет для улучшения жилищных условий может осуществляться на основаниях, предусмотренных в статье 15 этого Кодекса, или на дополнительных основаниях, которые определяются администрацией государственных, коммунальных предприятий, учреждений, организаций и профсоюзным комитетом или другим органом, уполномоченным на это трудовым коллективом. Контроль за соблюдением норм при предоставлении жилья на этих предприятиях, в учреждениях, Организациях осуществляется местными органами исполнительной власти или местного самоуправления по месту нахождения предприятия, учреждения, организации — застройщика или инвестора.

3.В случае смерти гражданина, который состоял на учете для улучшения жилищных условий, за членами его семьи, которые состояли на учете вместе с ним, сохраняется право дальнейшего нахождения на этом учете в случае, если в семье осталась потребность в улучшении жилищных условий. Такое же право сохраняется за членами семьи гражданина, который состоял на учете и был снят с учета на основаниях, указанных в пункте 2 части 1 статьи 17 этого Кодекса, если семья нуждается в улучшении жилищных условий. 4. Граждане, которые ухудшили свои жилищные условия вследствие обмена, продажи или другого отчуждения занимаемого ими жилья, преднамеренного его повреждения или разрушения, не принимаются на учет для улучшения жилищных условий в течение пяти лет после такого ухудшения жилищных условий. 5. Социальный уровень граждан, принятых на учет для обеспечения жильем за счет государства, пересматривается через три года со времени их постановки на учет. В случае получения на момент пересмотра доходов, превышающих социальный уровень, эти граждане принимаются на учет как такие, которые имеют право на получение льготных кредитов. Датой взятия на учет для получения кредита в этом случае считается дата зачисления на учет по социальному уровню.

Статья 17. Снятие граждан Украины с учета для улучшения жилищных условий 1. Граждане Украины снимаются с учета для улучшения жилищных условий в случае: 1) улучшения жилищных условий, вследствие чего отпала потребность в получении другого жилья; 2) отъезда на постоянное местожительство в другой населенный пункт (кроме случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16 этого Кодекса); 3) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением и организацией лица, состоящего на учете для улучшения жилищных условий по месту работы, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом и другими законодательными актами; 4) подачи неправдивых сведений, которые стали основанием для взятия на учет для улучшения жилищных условий, или нарушение действующего законодательства при решении вопроса о взятии на этот учет; 5) искусственного ухудшения жилищных условий вследствие действий, указанных в части 4 статьи 16 этого Кодекса. 2. Снятие с учета для улучшения жилищных условий осуществляется органом, который взял гражданина на учет. 3. Решение о снятии с учета для улучшения жилищных условий по месту жительства и по месту работы принимается в присутствии, как правило, заинтересованного гражданина с указанием оснований снятия с Учета и выдачей ему копии решения в течение 15 дней со дня принятия решения. Статья 18.

Очередность улучшения жилищных условий граждан Украины 1. Предоставление жилья гражданам, состоящим на учете для улучшения жилищных условий, за средства государства (граждане, нуждающиеся в социальной защите) осуществляется в порядке очередности, а предоставление льготных кредитов для строительства или приобретение жилья — с учетом очередности в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. 2. Предоставляется вне очереди жилье или кредит: 1) гражданам, жилье которых вследствие стихийного бедствия или другой экстремальной ситуации стало непригодным для проживания; 2) инвалидам войны и приравненным к ним прочим категориям граждан; 3) лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы и отнесенным к I и II категориям; 4) лицам, направленным на работу по государственному распределению иди переведенным на работу из другой местности; 5) лицам, в том числе детям-сиротам, которые возвратились из государственного детского учреждения, от родственников, опекуна или попечителя; 6) гражданам, которые проживали в домах (квартирах) фонда социального назначения и жилье которых подлежит сносу; 7) инвалидам войны, лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»; 8) в других случаях, предусмотренных законодательством.

3. В первую очередь предоставляется жилье или кредит для строительства или приобретение жилья: 1) участникам боевых действий и лицам, приравненным к ним, участникам войны; 2) инвалидам I и II групп (кроме инвалидов войны); 3) гражданам, которые болеют некоторыми хроническими заболеваниями в тяжелой форме, по перечню, утвержденному центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения; 4) семьям, которые имеют троих и больше детей, а также при рождении близнецов и одиноким матерям и отцам; 5) семьям, которые имеют ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет или инвалида с детства I и ІІ групп; 6) молодим семьям, в которых возраст каждого супруга до 30 Лет; 7) освобожденным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, которые работали по контракту или находились на кадровой военной службе; 8) лицам, награжденным знаком Президента Украины «Герой Украины», Героям Советского. Союза, Героям Социалистического Труда, а так же лицам, которые награждены орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Родине» трех .степеней, четырьмя и больше медалями «За отвагу»; 9) семьям лиц, погибших при выполнении государственных или общественных обязанностей (в том числе при спасении жизни человека) и на производстве;

10) лицам, реабилитированным согласно Закону Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине»; 11) лицам, которые получили на Производстве травму или профессиональное заболевание, в связи с которым не могут проживать в одной комнате, общежитии с другими лицами. Решение о первоочередном предоставлении жилья принимается на основании медицинского заключения; 12) другим категориям граждан, которым это право предоставлено законом. Статья 19. Норма жилой площади и размер жилого помещения, предоставляемого гражданам в государственном и коммунальном жилищном фондах 1. Норма общей площади для граждан, нуждающихся в социальной защите, устанавливается в размере 21 квадратного метра в расчете на одного человека. 2. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы общей площади, определяемой Кабинетом Министров Украины и Федерацией профсоюзов Украины в установленном порядке. Жилое помещение может быть предоставлено с превышением нормы общей площади, если это однокомнатная квартира, и в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 15 этого Кодекса, а также лицам, для которых предусмотрено предоставление дополнительной площади в соответствии с действующим законодательством.

3. Жилье, предоставляемое в аренду в фонде общего назначения или строящееся либо приобретаемое за собственные средства, в площади не ограничивается. 4. Размер предоставляемой общей площади не может быть меньше нормы средней обеспеченности граждан в данном населенном пункте, кроме случаев, когда есть письменное согласие всех взрослых членов семьи на получение жилья меньшей площади, что не дает права снять семью с учета для улучшения жилищных условий. 5. В случае предоставления жилья не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, старшими девяти лет (кроме супругов). 6. Лицам преклонного возраста, а по заключению лечебно-профилактического учреждения также соответствующим категориям инвалидов и больных жилье предоставляется по их просьбе на нижних этажах или в домах, оборудованных лифтами. Статья 20. Требования к жилью 1. Жилье, которое предоставляется гражданам или строится, должно соответствовать санитарным и техническим требованиям, определенным строительными нормами, быть благоустроено в соответствии с условиями данного населенного пункта. 2. Садовые и дачные дома, отвечающие требованиям части I этой статьи, представлению их собственников могут переводиться в соответствующую категорию жилищного фонда. Порядок их перевода а жилищный фонд утверждается Кабинетом Министров Украины. 3. В домах, в которых жилье предоставляется инвалидам, или семьям в которых члены семьи инвалиды, вход в дом, ступени в подъезде должны быть приспособлены для передвижения инвалидов на инвалидных колясках, а также оборудованы специальными средствами и приспособлениями, а квартиры — телефонной связью.

Статья 21. Органы, которые предоставляют жилье 1. Жилье в домах коммунального жилищного фонда предоставляется гражданам органом, уполномоченным на это районным, городским, районным в городе, поселковым, сельским советом. 2. Жилье в домах государственного жилищного фонда предоставляется гражданам администрацией предприятия, учреждения, организации вместе с профсоюзами или другой общественной организацией, уполномоченной на это трудовым коллективом. 3. Жилье в домах, относящихся к фонду коллективной собственности, предоставляется гражданам собственниками этого жилья или уполномоченными ими органами вместе с профсоюзами или другой общественной организацией, уполномоченной на это трудовым коллективом. Глава 2. Строительство и приобретение частного жилья Статья 22. Срок рассмотрения заявлений граждан о строительстве или приобретений в собственность жилья Заявления граждан, изъявивших желание построить или приобрести в собственность жилье, которое относится к коммунальной собственности, рассматриваются местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в месячный срок. Статья 23. Право граждан на получение льготных кредитов и субсидий для строительства или приобретения собственного жилья 1. Очередность предоставления льготных кредитов для строительства или приобретения собственного жилья определяется с учетом времени взятия на учет для улучшения жилищных условий.

2. Размер и условия предоставления льготных кредитов и субсидий для строительства или приобретения собственного жилья конкретным гражданам определяют местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в зависимости от материального состояния семьи и продолжительности нахождения семьи на учете для улучшения жилищных условий согласно положению, которое утверждается Кабинетом Министров Украины по согласованию с Федерацией профсоюзов Украины. 3. Предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности могут выделять за счет собственных средств своим работникам льготные кредиты, а также возмещать часть их расходов на строительство или приобретение собственного жилья. Размер и условия предоставления льготных кредитов и субсидий за счет средств предприятий, учреждений и организаций, а также средств созданных для этого инвестиционных, благотворительных и других фондов определяются этими предприятиями, учреждениями и организациями. 4. Льготные кредиты предоставляются гражданам для строительства или приобретения собственного жилья в пределах нормы, составляющей 21 квадратный метр общей площади в расчете на одного человека и 10,5 квадратных метров на семью; 5.

Собственникам жилья, нуждающимся в улучшении жилищных условий и оставляющим этот жилье в своем распоряжении, льготные кредиты для строительства или приобретения другого собственного жилья предоставляются с учетом стоимости жилья, которое находится в их собственности. 6. Граждане могут получать кредиты в коммерческих банках для строительства или приобретения собственного жилья под залог недвижимости (ипотека); а также под гарантии местных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления или под гарантию предприятий, учреждений и Организации; 7. Льготными кредитами для строительства или приобретения собственного жилья каждый гражданин может воспользоваться лишь один раз. Статья 24. Строительство частных одноквартирных домов усадебного типа 1. Строительство частных одноквартирных домов усадебного типа осуществляется гражданами согласно действующим государственным строительным нормам и стандартам и действующему законодательству. 2. Граждане Украины имеют право на строительство частных одноквартирных домов усадебного типа независимо от наличия у них жилья, в том числе в других населенных пунктах. Статья 25. Строительство многоквартирных домов Строительство (реконструкция), принятие в эксплуатацию многоквартирных жилых домов осуществляется в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, государственными строительными нормами и стандартами и местными правилами застройки населенных пунктов. Статья 26.

Деятельность созданных жилищно-строительных (жилищных) кооперативов и молодежных жилищных комплексов Созданные до введения в действие этого Кодекса жилищно-строительные (жилищные) кооперативы и молодежные жилищные комплексы осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными учредительными собраниями уставами. Реорганизация жилищно-строительных (жилищных) кооперативов и молодежных жилищных комплексов в объединения (товарищества) совладельцев многоквартирных домов осуществляется на условиях, определенных в статье 101 этого Кодекса. 

Статья 27. Право граждан Украины на приватизацию государственного и коммунального жилья 1. Граждане Украины, которые пользуются жильем в государственном и коммунальном жилищном фонде на условиях договора найма, имеют право на приватизацию занимаемого жилья в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Украины «О Приватизации государственного жилого фонда». 2. Жилье фонда социального назначения приватизации не подлежит. 3. Граждане, которые имеют жилье в собственности, в случае получения государственного или коммунального жилья на всех членов семьи в пределах нормы обязаны передать безвозмездно собственное жилье органу, осуществляющему улучшение жилищных условий. Полученное на этих условиях жилье может быть объектом приватизации. Порядок передачи определяется Кабинетом Министров Украины. 4. Граждане, имеющие собственное жилье, право собственности на которое получено на законных основаниях, имеют право передать его безвозмездно местному органу исполн

Автор: Строймарт

add company