Главный списокЭкономика, инвестиции

Основные направления развития и реформирования строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства



Одним из главных направлений реализации структурной политики является реформирование строительных организаций и предприятий, направленное на их ускоренную адаптацию и достижение конкурентоспособности в условиях открытого рынка. Это достигается за счет оптимизации имеющихся у организаций и предприятий финансовых и имущественных активов, совершенствования управления производством, усиления корпоративного контроля и повышения ответственности руководителей за результаты принимаемых решений, снижение издержек, интенсификацию инновационной и маркетинговой деятельности. Важнейшей составляющей структурной политики, необходимым условием достижения ее целей является последовательное проведение государственной инвестиционной политики, направленной на сохранение и развитие созданного научно-технологического и научно-производственного потенциала за счет обеспечения благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы, ориентированных на решение наиболее актуальных проблем повышения эффективности производства. Изменения в хозяйственной деятельности строительных организаций тесно связаны с ситуацией в инвестиционной сфере. Увеличение инвестиционных ресурсов становится главным рычагом модернизации производственного потенциала строительных организаций, снижения издержек в строительстве и возобновления на этой основе экономического роста подрядных организаций. Улучшение инвестиционного климата позволит организациям активнее вкладывать свои ресурсы в основной капитал, обеспечивая модернизацию, реконструкцию и расширение производства на новой технической основе. В условиях структурной перестройки строительного комплекса особое значение приобретает законодательное регулирование работы отрасли, создающее необходимые предпосылки для перевода отрасли к стадии экономического роста, повышению отдачи от инвестиций. На отраслевом уровне достижение эффективности работы отрасли осуществляется на основе создания экономических, организационных и научных предпосылок для повышения качества, роста производительности труда, сокращения сроков строительства, снижения материалоемкости и удельной стоимости строительства, развития и усовершенствования государственной системы нормативных документов и стандартов в сфере строительства с целью обеспечения их соответствия новым условиям хозяйствования, сохраняя единство нормативной базы строительства, ее гармонизацию с международными стандартами и нормами. В основу реформирования ЖКХ положены социально ориентированные принципы обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами необходимого качества; снижение издержек на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) с учетом различных уровней жизненного стандарта и совокупного дохода семей в различных регионах; разграничение уровней, прав и форм собственности, управления и обслуживания объектов ЖКХ; переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального назначения, заказчиков, подрядных организаций, потребителей жилищных и коммунальных услуг; развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания в условиях демонополизации. При этом большое внимание уделяется осуществлению мер по ужесточению государственного контроля и административного регулирования формирования тарифов на основные ЖКУ, предоставляемые предприятиями - естественными монополистами. Реформирование организационно-правовых отношений в отрасли акцентируется на лицензировании деятельности строительных фирм, формировании конкурентной среды, развитии подрядных конкурсов и сертификации строительной продукции с целью повышения качества строительных и монтажных работ и выход отечественных строительных фирм на конкурентный мировой уровень, на активизации работы архитектурно-строительного надзора, маркетинговых и инжиниринговых служб Основной задачей в области жилищного строительства является обеспечение возможности улучшения жилищных условий для всех слоев населения при значительном увеличении доли внебюджетных источников финансирования, собственных средств населения, заемных (кредитных) средств с сохранением адресной социальной поддержки необходимых условий для увеличения объемов ввода жилья в эксплуатацию, в том числе за счет стимулирования индивидуального жилищного строительства, разработки и внедрения в регионах системы ипотечного жилищного кредитования. В сфере ценообразования намечается создание действенного экономического механизма, обеспечивающего минимизацию стоимости конечной продукции строительства и повышение ее потребительско-эксплуатационных качеств. В области совершенствования механизации строительства намечается разработка и реализация федеральной программы развития отрасли строительного и дорожного машиностроения, развитие региональной сети фирменного обслуживания и сервиса строительной техники, а также определение приоритетов развития строительного машиностроения, имея в виду, что ведущие предприятия этой отрасли должны выпускать технику, отвечающую требованиям международных стандартов и технологий. Основным содержанием научно-технической политики на предстоящий период является выбор приоритетов научно-технического развития, создание эффективных механизмов их реализации. Реализация научно-технической политики обеспечивается целенаправленной деятельностью сети организаций и предприятий, выполняющих на конкурсной основе НИОКР в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства по приоритетным направлениям и критическим технологиям научно-технического развития строительного комплекса на 2002 год. Основной организационной формой реализации государственной научно-технической политики остается формирование и выполнение целевых программ федерального, отраслевого и регионального уровней, а также участие в научно-техническом сопровождении других программ. Первостепенными задачами на 2002 год перед отечественной промышленностью строительных материалов, изделий и конструкций остаются: - дальнейшее расширение выпуска высокоэффективных и конкурентоспособных отечественных строительных материалов и изделий, современных предметов домоустройства и систем инженерного обеспечения, расширение внешних рынков, - улучшение финансово-экономического положения предприятий, снижение кредиторской задолженности и издержек производства, внедрение ресурсе- и энергосберегающих мероприятий, что позволило бы изыскать дополнительные возможности по восстановлению, сохранению и наращиванию достигнутых темпов производства и продаж своей продукции. Целью утвержденной подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы является повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения в оплате жилищно-коммунальных услуг на основе перехода к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса. Основной составляющей Подпрограммы является экономическая модель формирования жилищно-коммунального комплекса, которая предполагает внедрение системы качественно новых экономических отношений в нем при принципиальном изменении как функций участников, так и механизмов взаимодействия и организации финансовых потоков. Главная идея данной реформы - постепенный перевод предприятий этой сферы на рыночные принципы работы и передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно к гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.
add company