Главный списокЭкономика, инвестиции

Коммуналка федерального масштаба



«Число аварий начинает расти по экспоненте» Доклад председателя Госстроя Анвара Шамузафарова на заседании правительства 15 марта изобиловал любопытными подробностями на тему плачевного состояния отрасли и путей выхода из создавшегося положения. „Ъ" публикует выдержки из этого документа. О состоянии жилищно-коммунального хозяйства Средний уровень износа сетей и генерирующих мощностей в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) составляет около 60%. Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 15-20 в середине 1990-х годов до 70 на сетях водоснабжения и канализации и до 200 на сетях теплоснабжения. Мы достигли точки, когда число аварий начинает расти по экспоненте. При общей протяженности тепловых сетей более 136 тыс. км более 10 тыс. км тепловых сетей находится в аварийном состоянии и требует замены. Из 460 тыс. км водопроводных сетей более 10% требуют срочной замены. Существующее состояние систем водоснабжения требует срочной модернизации около 30% мощностей. Мощность очистных сооружений канализации составляет 56,1 млн. куб. м в сутки, протяженность канализационных сетей населенных пунктов достигла 115,9 тыс. км, из которых 19,7 тыс. км нуждается в срочной замене (17%). Дефицит мощности канализационных очистных сооружений составляет 9 млн. куб. м в сутки. О потребностях в инвестициях составляет около 162,7 млрд. руб. Общая стоимость модернизации систем водоснабжения и канализации составит 135,1 млрд. руб. Таким образом, общая потребность в средствах на модернизацию сетевого хозяйства и генерирующих мощностей теплоснабжения, а также на модернизацию систем водоснабжения и канализации составляет 432,4 млрд. руб. Финансирование модернизации объектов ЖКХ может быть обеспечено за счет экономии бюджетных расходов в результате перехода населения на полную оплату жилищно-коммунальных услуг, упорядочения механизма предоставления льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. В результате расчетная экономия бюджетных средств от перехода на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг определяется как разница между расходами бюджета в 2000 году— 123,1 млрд. руб. и расходами в последующие годы. В 2001 году экономия может составить 10,1 млрд. руб., а в целом за период 2000-2008 год — 218 млрд. руб. Финансирование программ модернизации объектов водоснабжения и канализации предполагается также частично осуществлять за счет средств Федеральной целевой программы «Обеспечение населения питьевой водой», проектов МБРР («Городское водоснабжение и канализация»), ЕБРР и других источников. Модернизация объектов теплоснабжения будет частично осуществляться за счет проекта МБРР «Реконструкция систем городского теплоснабжения». О распределении средств Необходимо срочно прекратить покрывать текущие убытки предприятий ЖКХ и направить бюджетные средства на восстановление изношенных сетей и модернизацию объектов коммунального хозяйства, капитальный ремонт жилья. Сегодня это прямая обязанность бюджета: долги надо отдавать, тем более, если это долги по обязательствам перед населением (отложенные ремонтные работы, не проводившиеся из-за отсутствия средств.— „Ъ"). Только при этом условии граждане согласятся взять на себя ответственность за управление жильем и начнут создавать товарищества собственников жилья и другие объединения. Средства на модернизацию генерирующих мощностей необходимо в приоритетном порядке направить на завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах теплоснабжения, замену котлов в модернизируемых котельных на более эффективные, перевод крупных муниципальных котельных в режим комбинированной выработки тепла и электроэнергии, применение модульных и блочных котельных в сочетании с использованием традиционного централизованного теплоснабжения. О социальной защите населения Дифференциация стоимости жилищно-коммунальных услуг и денежных доходов населения приведет к тому, что бремя жилищно-коммунальных платежей для населения будет в несколько раз различаться между субъектами Российской Федерации. В этих условиях особенно важно обеспечить гарантированную социальную защиту малоимущих слоев населения, в связи с чем предлагаем перейти к финансированию программы жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета. На прошлой неделе правительство в очередной раз констатировало, что жилищно-коммунальное хозяйство страны находится на грани банкротства. Бороться с хроническим недофинансированием ЖКХ было решено методом шоковой терапии. Согласно разработанному Госстроем плану, к 2003 году страна должна перейти на бездотационное финансирование отрасли. Это означает, что населению придется платить за услуги ЖКХ в полном объеме, то есть приблизительно 2,5 раза больше, чем сейчас. Слово президента То, что жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) страны находится в катастрофическом состоянии,— уже не новость. Состояние коммуникаций крайне изношенное, запас прочности всех систем, включенных в инфраструктуру ЖКХ, постоянно уменьшается, а кредиторская и дебиторская задолженности, напротив, растут. В этой ситуации кризис, имевший место этой зимой в Приморье, может повториться, причем уже в относительно благополучных регионах страны. Причина сложившейся ситуации кроется в том, что в отрасль уже много лет никто не вкладывает деньги. Общая стоимость ежегодно оказываемых жилищно-коммунальным хозяйством услуг — 395 млрд. руб. (из них на долю услуг населению приходится 297 млрд. руб.). При этом коммунальные платежи населения составляют лишь 118,5 млрд. руб. Примерно столько же компенсируется поступающими из бюджетов разных уровней дотациями. Ежегодно бюджеты недоплачивают ЖКХ — из-за отсрочек платежей и задержек зарплат — около 61 млрд. руб. На текущий момент потребители должны ЖКХ 168 млрд. руб., в свою очередь жилищно-коммунальные службы должны своим поставщикам 260 млрд. руб., из них 68 млрд. — структурам «ЕЭС России» и «Газпрома». Последствия роста задолженности — неплановые отключения, ремонт коммуникаций исключительно по случаю аварий, отсутствие у работников ЖКХ стремления к выполнению своих обязанностей и массовые случаи нецелевого использования выделенных средств. Помимо всего этого существуют еще проблемы субъективного характера. К их числу глава Госстроя Анвар Шамузафаров относит необоснованное занижение коммунальных платежей региональными властями (как правило, в популистских целях), чрезмерное количество льготных категорий населения (так, к числу льготников наравне с инвалидами отнесены сотрудники налоговой полиции), несбалансированность федерального и регионального финансирования ЖКХ и неразвитость в коммунальной отрасли энергосберегающих технологий. Ключ к решению всех проблем — деньги. При достаточном финансировании ЖКХ вполне может стать процветающей отраслью, даже без сколько-нибудь серьезных структурных изменений. В федеральном и региональных бюджетах деньги искать бесполезно, они не справляются даже с нынешними плановыми выплатами ЖКХ. Заграница тоже вряд ли поможет. Например, одобренные кредиты Всемирного банка на модернизацию системы тепло- и водоснабжения России ($85 млн. и $122,5 млн. соответственно) не превышают 10% от необходимых для этого средств. При этом у кредитов Всемирного банка есть два существенных недостатка. Путь от одобрения банком займа до его фактического получения долгий и тернистый. Транши предоставляются только после согласования кредитного договора с Госстроем, МИДом и Минфином, приведения регионами—получателями кредита своего коммунального сектора в соответствие с федеральными стандартами и заключения ими договора субзайма с Минфином. Кроме того, кредиты Всемирного банка нацелены не столько на инвестирование в реальную экономику, сколько на «организационно-технические и коммерческие реформы в целях совершенствования работы систем и повышения качества». То есть большая часть этих кредитов будет потрачена на услуги различных консультантов. Надвигающаяся катастрофа в ЖКХ привела к тому. что власти решились пойти на откровенно непопулярную меру— переход на 100-процентную оплату коммунальных услуг населением. Проект реформы разрабатывается Госстроем, на него же, по сути, возложено и PR-продвижение реформы. В феврале председатель Госстроя и все его заместители, ответственные за ЖКХ, «отметились» пресс-конференциями на эту тему. Вопрос о 100-процентной оплате чиновники старались обходить, однако не скупились на гневные обличения состоятельных граждан, пользующихся бюджетными дотациями. Так, господин Шамузафаров вспоминал некоего «известного политика, у которого сотни квартир, а услуги ЖКХ оплачиваются им не в полном объеме». Его заместитель Николай Маслов сокрушался по поводу граждан, которые наживаются на сдаче квартир в аренду, но не забывают о полагающихся им жилищных субсидиях. Однако когда фразу о необходимости перехода на 100-процентную оплату услуг ЖКХ произнес во время своего путешествия из Омска в Томск президент, стало ясно: отмашка реформе дана. Попавшие под раздачу На состоявшемся, на прошлой неделе заседании правительства Анвар Шамузафаров заявил, что полностью перейти на 100-процентную оплату услуг ЖКХ планируется к 2003 году. Подготовленный Госстроем проект реформы его председатель предполагает обсудить со всеми заинтересованными структурами, а затем представить доработанный вариант на расширенном заседании Госсовета РФ, которое состоится в конце апреля—начале мая. На заседание планируется пригласить всех губернаторов и мэров крупнейших городов страны, которые и должны окончательно одобрить реформу. В том, что «добро» будет получено, сомневаться не Приходится, ведь, как сказал глава Госстроя, «на проблему обратили внимание не отдельные министерства и ведомства, а первые люди государства». В настоящее время население оплачивает около 39% стоимости предоставляемых ему коммунальных услуг. С переходом на новую схему семья, которая раньше платила за квартиру 400 руб., будет платить 1 тыс. руб. Правда, подготовленный Госстроем проект перехода на 100-процентную оплату коммунальных услуг предусматривает сохранение действующих в настоящее время федеральных стандартов предоставления субсидий малоимущим слоям населения. Если стоимость коммунальных услуг превышает 22% от совокупного дохода семьи и при этом размер жилой площади не превышает установленных норм, плательщику предоставляется субсидия на всю сумму, превышающую пороговый показатель. В некоторых регионах эта цифра меньше, например, в Москве пороговый показатель составляет всего 13%. Очевидно, что в этой ситуации количество обращающихся за субсидиями существенно вырастет (по информации Госстроя, в настоящее время за субсидиями обращается 7% плательщиков, а после реформы их будет около 30%). Найти необходимые для выплаты возросших субсидий деньги будет непросто, однако Госстрой нашел выход из этой ситуации. Проект реформы ЖКХ предусматривает замену безличных жилищно-коммунальных субсидий адресными выплатами. На первый взгляд, эта идея кажется не слишком разумной. Худо-бедно, но из бюджетов субсидии в ЖКХ поступают. А вот будет ли население оплачивать коммунальные платежи или же оно предпочтет потратить полученные на руки деньги другим образом — большой вопрос. Кроме того, адресные выплаты получить будет очень непросто. Проект предусматривает персональное рассмотрение каждого поданного заявления на получение помощи. Весьма вероятно, что при этом налоговые органы будут тщательно проверять заявителей и при малейшем намеке на высокие доходы или излишки собственности соискателю будет отказано в финансовой поддержке. Раздача наличных денег населению в объеме нескольких десятков миллиардов рублей — задача, мягко говоря, непростая. И никаких гарантий того, что адресная помощь не будет теряться подобно зарплатам бюджетников, нет. Однако авторы реформы планируют исключить из цепочки участников распределения денег банки. Адресные выплаты планируется перечислять через систему федерального казначейства. Однако немалая часть коммунальных субсидий оплачивается местными бюджетами. Вызывает большие сомнения, что после введения 100-процентной оплаты услуг ЖКХ регионы смогут изыскать средства, необходимые для осуществления адресных выплат. Например, в Москве в случае введения 100-процентной оплаты коммунальных услуг дополнительные расходы городского бюджета на выплату субсидий оценивают в 18 млрд. руб. ежегодно. V Москвы таких денег нет, поэтому, по мнению вице-мэра Москвы Валерия Шанцева, оплату услуг ЖКХ в полном объеме следует вводить не раньше 2007 года. Столичные власти искренне надеются, что к этому времени доходы населения существенно возрастут, и на субсидии или адресную помощь придется раскошеливаться в меньшем объеме. Запоздалая расплата Однако, по мнению председателя Госстроя, 100-процентную оплату услуг ЖКХ следовало вводить еще в 1992 году. Затягивание переходного периода, мотивированное заботой о населении, в конечном итоге привело, по мнению экспертов Госстроя, к нарушению жилищных прав граждан, в первую очередь права на безопасное и комфортное проживание. Большинство предприятий отрасли является банкротами, инфраструктура находится в состоянии, близком к аварийному, а о модернизации инженерных сетей и внедрении каких-либо современных технологий речи не идет вообще. Так что населению все-таки придется скинуться на коммуналку: альтернативных путей нет. Гражданам, доказавшим свою бедность, беспокоиться после проведения реформы стоит только о том, чтобы им вовремя выплачивали адресную помощь. Состоятельные граждане, проживающие в элитных жилых комплексах и коттеджах, увеличения коммунальных расходов на $30-50 в месяц просто не заметят. Основная же тяжесть нововведений ЖКХ, скорее всего, придется на средний класс. Его представители наверняка не попадут в число получателей адресных выплат, как по экономическим, так и по социальным критериям. При этом оплата коммунальных услуг в полном объеме станет серьезным испытанием для их бюджета. Однако у введения 100-процентной оплаты услуг ЖКХ населением есть и несомненный плюс: это демонополизация отрасли. При дотационной схеме финансирования ЖКХ появление частных подрядчиков коммунальных услуг было просто невозможно. Ни один частный предприниматель в здравом уме не заключит договор на подрядные работы, зная, что бюджет, скорее всего, в срок не заплатит. В случае, когда население будет платить за коммуналку самостоятельно, у РЭУ, ДЭЗов и других государственных структур коммунального обслуживания появится серьезный конкурент в лице частного бизнеса. Столичная практика Определение ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКХ) — дело непростое. Потребители услуг разбиты на множество категорий, и оплата одного квадратного метра жилой площади иногда различается в несколько раз. „Ъ" попытался разобраться в том, как взимаются деньги за услуги ЖКХ, на примере Москвы. Взиманием жилищно-коммунальных платежей в правительстве Москвы ведает Управление городского заказа. По словам первого заместителя начальника управления Елены Медведевой, порядок взимания определяется постановлением правительства Москвы «О ставках оплаты жилищно-коммунальных услуг» (от 1997 года). Заложенные в постановлении цифры регулярно корректируются в сторону увеличения распоряжениями мэра. В Москве существует четыре основные категории плательщиков. К первой относятся граждане, проживающие в муниципальных домах на правах нанимателей. Ко второй — владельцы кооперативных квартир и кондоминиумов. К третьей — владельцы приватизированных квартир, к четвертой — владельцы более чем одной квартиры, лица, не зарегистрированные по месту проживания, и юридические лица. Сами платежи также подразделяются на несколько категорий. Это, во-первых, плата за техническое обслуживание домов, подразумевающая оплату услуг по эксплуатации, текущему ремонту и санитарному контролю за состоянием здания. Во-вторых, отдельно взимаются коммунальные платежи, включающие в себя плату за отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, оплату газа и вывоз мусора (плата за отопление взимается с единицы площади, за все остальное — по количеству проживающих в квартире людей). В-третьих, плата за электроэнергию. Телекоммуникационные услуги (телефон, телевизионная антенна, радиоточка) номинально в число услуг ЖКХ не входят. Наниматели муниципальных квартир за техническое и коммунальное обслуживание не платят — деньги с них берут только за наем помещения и электроэнергию. Плата за наем различается в зависимости от месторасположения дома (в Москве существуют две территориальные зоны, условная граница между которыми проходит по Малому кольцу МКДЖ), наличия удобств (лифт, мусоропровод и пр.), этажа и степени износа дома. С нанимателей, проживающих в домах со степенью износа более 60%, плата за наем не взимается вообще. Для владельцев кооперативных квартир, а также кондоминиумов и владельцев приватизированного жилья разница в оплате технического и коммунального обслуживания минимальна. Все они платят примерно в десять раз больше, чем наниматели муниципальных квартир за наем. При оплате этими группами населения технического и коммунального обслуживания также учитывается наличие удобств, этаж, степень износа и прочие дополнительные показатели. Территориальное расположение дома в расчет не принимается. Что касается четвертой категории, то указанные в ней лица оплачивают технические и коммунальные услуги по их фактической стоимости. На практике это означает, что они платят примерно в три раза больше, чем вторая и третья группы, и примерно в 30 раз больше, чем граждане, прописанные в неприватизированных муниципальных квартирах. К этому стоит добавить, что при расчете фактической стоимости технического обслуживания НДС не учитывается. Расчет стоимости коммунального обслуживания осуществляется с применением НДС. Оплата электроэнергии осуществляется по единым для всех категорий ставкам. При этом стоимость поставленной электроэнергии рассчитывается с учетом того, оборудована квартира газовой или электрической плитой. Если дом оснащен автоматической системой учета электроэнергии, расчет стоимости дифференцируется в зависимости от времени ее потребления (в ночное время электроэнергия примерно в три раза дешевле, чем в дневное). Средняя стоимость жилищно-коммунального обслуживания 1 кв. м жилья в Москве составляет 21 руб. в месяц. Однако услуги ЖКХ по их фактической стоимости оплачивает весьма незначительное количество квартировладельцев. Кроме того, в Москве проживает немало льготников и малоимущих семей, имеющих право на получение субсидии. Все это приводит к тому, что в среднем москвичи оплачивают только около 40% услуг ЖКХ, все остальное компенсируется дотациями из городского бюджета. Однако госпожа Медведева не теряет оптимизма и надеется, что по мере роста благосостояния москвичей доля городского бюджета в оплате коммунальных услуг будет сокращаться.
add company