ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА РЕЗЕРВНОГО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ? Сегодня трудно себе представить загородный дом без множества сложных систем, обеспечивающих его жизнедеятельность: отопления, водоснабжения, кондиционирования, видеонаблюдения. Насыщать дом интеллектуальной автоматикой стало не только модно и престижно, но и просто необходимо. Но следует не забывать, что такая сложная система требует бесперебойного питания и что сбой в подаче электроэнергии может обернуться настоящей катастрофой. Решить эту проблему позволяет система резервного (автономного) энергоснабжения. ВЫБОР ГЕНЕРАТОРА – ДЕЛО НЕПРОСТОЕ Если вы решили строить загородный дом, то позаботиться о его резервном энергоснабжении следует уже на этапе проектирования. Это позволит выбрать оптимальный вариант размещения установки и включить ее в общую электрическую схему дома. На сегодняшний день в Украине работает достаточное количество профессиональных компаний, занимающихся комплексным решением проблем энергоснабжения. Здесь вам помогут и с выбором той или иной модели, и с вариантами комплектации, и с техобслуживанием. Но прежде чем обратиться в такую фирму, следует составить предварительное представление о предмете. Первое, что нужно сделать, это рассчитать суммарную мощность резервируемых электроприборов, от нее будет зависеть мощность необходимого вам генератора. Но сделать такой расчет не так-то просто. Дело в том, что суммарная мощность нескольких электроприборов складывается не чисто арифметически. Приборы индуктивного типа в момент запуска требуют в несколько раз больше электроэнергии, чем в процессе работы. А это и холодильники, и насосы и многие другие электрические приборы. Если несколько таких приборов включаются одновременно, то потребление электроэнергии резко возрастает. Помимо этого, следует учесть разницу между максимальной и номинальной мощностью электрогенератора. Разумнее всего не использовать его «на полную катушку» и тем самым увеличить срок эксплуатации. Значимой «национальной» особенностью электроагрегатов «коттеджной мощности» (от 5 до 15 кВт) является то, что за границей их используют меньше, поскольку меньше проблем с перебоями в электроснабжении. Поэтому некоторые модели, попадающие на украинский рынок, просто не соответствуют нашим условиям эксплуатации. Нужно также учитывать, что в большинстве случаев производством самих генераторов занимаются электротехнические компании, а моторы к ним приобретают у машиностроителей. Удачная «состыковка» удается далеко не всегда. Наконец за рубежом фактически нет практики автоматизации бензиновых моторов, а некоторые отечественные двигатели и вовсе не могут быть автоматизированы. БЕНЗИН ИЛИ ДИЗТОПЛИВО? Два основных компонента генераторной установки – двигатель и альтернатор. Двигатель называют «сердцем» электрогенератора. Он определяет моторесурс всей системы, поскольку время наработки на отказ у альтернатора выше, чем у мотора. И тот, и другой типы установок имеют свои достоинства и недостатки. Так, уровень пожароопасности (особенно у работающих на автоматике) бензиновых двигателей считают более высоким, зато, например, среди открытых двигателей с частотой вращения 3000 об./мин более шумный – дизельный. В любом случае выбор того или иного агрегата делают исходя из того, какие именно задачи он призван решать. В качестве аварийного источника на небольшой промежуток времени вполне подойдет бензиновая установка небольшой мощности. Запускать ее будут редко и ненадолго, следовательно, небольшой расход топлива при низкой цене самого оборудования даст существенную экономию средств. В этом случае вполне подойдет агрегат с бензиновым двигателем, который серьезные производители ставят только на самые маломощные и компактные установки. В переносных станциях мощностью до 1 кВт, как правило, используют компактные 2-тактные двигатели (наработка на отказ – 500 часов). На более мощных (от 2 кВт) – 4-тактные двигатели. Из них надежнее (и, соответственно, дороже) – двигатели с верхним расположением клапанов, попроще (и дешевле) – нижнеклапанные цилиндры. Считается, что для продолжительной (около 8-ми часов ежедневно) эксплуатации лучший вариант – это 4-тактные верхнеклапанные двигатели профессионального класса. Такие двигатели часто оснащают системой автоматического останова при понижении уровня масла, их запас прочности составляет 3-4 тыс. часов. Если речь идет о мощности более 10 кВт, то здесь используют уже дизельные установки. По мнению специалистов в этом случае оптимальный вариант – 4-цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением. КАКОМУ АЛЬТЕРНАТОРУ ОТДАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ? Альтернатор (электрогенератор) вырабатывает электрический ток. Синхронный и асинхронный альтернаторы отличаются своими возможностями. Синхронные альтернаторы легче переносят пусковые перегрузки и вырабатывают более «чистый» ток, а асинхронные более устойчивы к короткому замыканию и в силу простоты конструкции имеют более высокий класс защиты. Впрочем, в настоящее время существует множество способов улучшить выходные параметры электростанции. В частности, асинхронник, оборудованный стартовым усилителем, способен справиться с пусковыми перегрузками, а качество выдаваемого электричества может быть повышено подключением автоматического регулятора напряжения. РАЗМЕЩАЕМ ОБОРУДОВАНИЕ В ДОМЕ Несмотря на то, что большинство фирм-производителей борются за снижение шума и токсических выхлопов, неизбежных при работе системы, с этими ее особенностями вам придется считаться. Если вы решили установить электрогенератор в помещении, то следует помнить, что отсутствие приточно-вытяжной вентиляции и отвода отработанных газов – одна из главных причин, из-за которых фирма может снять с себя любые гарантийные обязательства. У разных фирм в зависимости от особенностей оборудования эти требования могут отличаться, но в целом они сводятся к следующему. Помещение должно иметь отопление и вентиляцию, обеспечивающие температуру воздуха не ниже +5 ?C. Предельно допустимая температура не выше 38 ?C. Производительность вентиляции во время работы электроагрегата должна обеспечивать сброс тепла из расчета 700 Вт на каждые выработанные 1000 Вт электроэнергии. В случае установки автоматизированного оборудования включение вентиляции должно также осуществляться автоматически. Некоторые фирмы не рекомендуют размещать электроагрегаты в подвалах жилых зданий. Мнение такое: как бы ни старались устанавливать, все равно шум и вибрация будут. По крайней мере, пробьются низкие частоты, которые вы можете даже и не слышать. Другие же полагают, что вопрос вибрации может быть решен: оборудование оснащают виброизолирующими прокладками и устанавливают на фундамент, разведенный с полом. Что же касается шума, то существуют различные варианты его уменьшения, начиная от размещения внутри звукоизолирующего корпуса, заканчивая установкой дополнительных глушителей, уменьшающих шум вдобавок к стандартному еще на 25-40 дБ. Стены помещения при желании можно обработать звукоизолирующим материалом. УСТАНАВЛИВАЕМ СИСТЕМУ НА УЛИЦЕ Но если вы все же слишком щепетильны в вопросе своего покоя и хотели бы оградить себя от шума стопроцентно, то можно установить оборудование и на улице. Как правило, размещение электроагрегата в помещении, например, в подвале, снимает проблему обогрева оборудования. Но и устанавливая оборудование на улице, ее можно решить с помощью капота (кожуха) или контейнера. Для различных моделей предусмотрены разные виды капотов. Существуют, например, капоты, которые имеют систему жизнеобеспечения, включающую в себя вентиляцию, отвод выхлопных газов, подогрев двигателя, систему пожаротушения, звукоизоляцию и т.д. Контейнер предполагает, что в него можно войти и проводить необходимые регламентные и ремонтные работы, а также разместить там определенный запас топлива. Профессиональная фирма поможет заказчику выбрать наиболее подходящий агрегат и дополнительное оборудование, обеспечит (при соблюдении условий эксплуатации) гарантийное и послегарантийное обслуживание. Согласитесь, глупо пытаться сэкономить на своем комфорте и независимости.
add company