Главный списокСтройматериалы разное

Раз дощечка, два дощечка



Строительный бум спровоцировал развитие рынка строительных лесов, объем которого, по самым скромным оценкам, за прошлый год увеличился на 20-30%. Украинские производители лесов модернизируют и наращивают производство, осваивают новые виды продукции. Обновляется парк стройлесов, повышается их качество, конкурентоспособность: на смену старым металлоемким, громоздким лесам приходят современные легкие, быстровозводимые. Григорий Гальченко, генеральный директор ООО “Завод “Павлоградспецмаш” (г.Павлоград, Днепропетровская обл.; производство строительных лесов и опалубки), утверждает, что “за последний год заметно возросли требования потребителя, который сегодня выбирает современные леса — быстровозводимые, что позволяет экономить и оптимизировать рабочее время”. Основной нормативный документ, которым руководствуются “лесостроители”, — ГОСТ 27321-87 “Леса стоечные приставные для строительно-монтажных работ. Технические условия”. По словам специалистов, этот стандарт основательно устарел, поэтому некоторые виды лесов производят, опираясь на “собственноручно” разработанные ТУ. Согласно ГОСТу, стоечные приставные леса бывают хомутовыми и штыревыми; специалисты также различают клинохомутовые, рамные и модульные леса. Штыревые и хомутовые леса постепенно выходят из “моды”, все большую популярность приобретают рамные и модульные конструкции. Рынок опалубочных систем, применяемых в основном при возведении зданий монолитно-каркасным методом, также интенсивно развивается. Николай Кельберг, директор по продажам украинско-немецкого СПИИ ООО “АБ Пашал” (г.Киев; производство опалубочных систем), говорит, что “за последние два-три года строители больше узнали об опалубочных системах. Если раньше нам приходилось проводить семинары и объяснять, что это такое, сегодня даже в провинции имеют представление о монолитно-каркасном строительстве”. В 2000-2001 гг. в Украине опалубочные системы производили лишь ООО “АБ Пашал” и ООО “Гипро-М” (оба — г.Киев). В 2003 г. этот список пополнило ООО “Завод “Павлоградспецмаш”. Кроме этих предприятий отдельные комплектующие (стойки, балки, треноги и пр.) опалубочных систем производят десятки заводов. На украинском рынке представлены и зарубежные производители: компании Peri, Pashal (обе — Германия), Doka (Австрия). Pashal открыла в Украине собственное производство — СПИИ ООО “АБ Пашал”. Оценки объемов украинского рынка опалубки поражают разнообразием: от 60 тыс.кв.м до 500 тыс.кв.м в год. Господин Кельберг считает, что “в 2003 г. украинский рынок потребил опалубки на EUR10 млн (около 66 тыс.кв.м при средней стоимости EUR150 за 1 кв.м)”. Алексей Коваль, менеджер по продажам украинско-немецкого СП “МВМ-Арнхольдт” (г.Киев; продажа строительных лесов и опалубки), утверждает, что “только киевский рынок ежеквартально нуждается в 112 тыс.кв.м опалубочных систем”. В зависимости от комплектации, конфигурации, области применения, страны происхождения 1 кв.м опалубочной системы стоит EUR60-150. ФИГУРАНТЫ И ИНВЕСТИЦИИ В советские времена строительные леса выпускали различные стройпредприятия, в составе которых были специализированные подразделения. Кроме того, фасадную “паутину” делали на судостроительных заводах, в шахтоуправлениях, даже на атомных станциях. Кстати, многие вышеперечисленные предприятия “балуются” этим до сих пор. В середине 1990-х появились фирмы, специализирующиеся на изготовлении строительных лесов. Сегодня на рынке работают несколько десятков таких “специалистов”, большинство из них — небольшие цеха, средних же заводов — два-три. В 2003 г. почти все более-менее крупные “лесовики” увеличили объемы производства в несколько раз. Например, ООО “Завод “Павлоградспецмаш” — почти в 2 раза, ЧП “Рычко С.В.” — в 2,8 раза. Причинами такого роста можно назвать своевременные инвестиции в модернизацию производства, продвижение продукции, оптимизацию технологических процессов, разработку новых конструкционных решений. В частности, в 2003 г. объем инвестиций, сделанных заводом “Павлоградспецмаш”, превысил 0,5 млн грн. ОБЪЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ В номенклатуре Госкомстата строительные леса и опалубка в отдельные графы не выделены. Да и производители этих товаров не всегда готовы делиться информацией, многие “стесняются” обнародовать даже объем собственного производства. Некоторые предприятия за неимением достоверных статданных ведут собственные подсчеты. Так, по оценкам специалистов ООО “Завод “Павлоградспецмаш”, в 2003 г. отечественный рынок потребил около 500 тыс.кв.м строительных лесов. По их мнению, доли рынка распределяются следующим образом: 30% — ООО “Завод “Павлоградспецмаш”, 20% — ЗАО “ХЭРМЗ”, 5% — ООО “Ависта”. Остальные 45% рынка — продукция зарубежных фирм (в основном “бэушная”) и прочих украинских предприятий. Большинство операторов рынка с такими оценками согласны. Алексей Коваль утверждает, что “одна столица в 2003 г. потребила более 200 тыс.кв.м строительных лесов”. КОМПЛЕКТУЮЩИЕ Строительные леса собирают из стальных труб, швеллеров и прутьев, деревянных досок и пр. За исключением некоторых деталей все комплектующие можно купить в Украине. В 2003 г. отечественный металл был в дефиците, и производители лесов и опалубки всерьез стали подумывать об экспорте труб. Господин Гальченко сказал, что “сегодня квоты металлургических заводов на отгрузку металла на внутренний рынок совсем малы. Если на определенную марку проката квота составляет 400 т, только наше предприятие забирает четвертую ее часть. Ввозить металл из-за рубежа пока невыгодно, хотя со временем может случиться, что покупать сырье для комплектующих будем в России, Польше”. По разным оценкам, с августа по ноябрь 2003 г. трубы подорожали на 25-45%. Повысились цены и на леса, но всего на 5-10%. Григорий Гальченко отмечает: “Цены на строительные леса мы сдерживали до октября, а затем все-таки пришлось повысить их на 5-8%. Чтобы снизить затраты, мы частично уменьшили собственную рентабельность, частично применили новые конструкционные решения. На качестве продукции это не отразилось. Все новшества вводились в соответствии с требованиями нормативных документов”. Сергей Рычко, директор ЧП “Рычко С.В.” (г.Днепропетровск; производство строительных лесов), сообщил, что “для удержания цен нам пришлось с общей системы налогообложения перейти на работу по единому налогу”. Сегодня в зависимости от вида, комплектации и страны происхождения 1 кв.м строительных лесов стоит в среднем 70-150 грн. Экспорт металлических лесов, опалубки и комплектующих к ним Код УKT ВЭД 2001 г. 2002 г. 2003 г. (9 мес.) т тыc. USD т тыc. USD т тыc. USD 7308409000 169,85 144,23 1427,96 1699,45 3921,8 4685,75 Импорт металлических лесов, опалубки и комплектующих к ним Код УKT ВЭД 2001 r. 2002 г. 2003 г. (9 мес.) т тыc. USD т тыc. USD т тыc. USD 7308409000 500,87 573,97 1586,9 1993,58 1716,4 2730,83 СБЫТ Крупные компании стараются покупать продукцию напрямую у завода-производителя, без посредников. Поэтому широкое распространение получила самая простая форма сбыта — отпуск товара с заводского склада. Так отовариваются, например, металлургические комбинаты, морские порты и прочие предприятия, заказывающие сразу по 2-5 тыс.кв.м лесов. Второе место по популярности — покупка у собственных дилерских сетей производителей. У крупных заводов дилеров может быть два-три десятка, у мелких — два-три. Производитель мотивирует дилеров скидками и/или товарными кредитами. Чтобы получать скидки “пожирнее”, дилеру необходимо продавать продукцию только одного завода. Если “разбавлять” ассортимент лесами разных производителей, то каждый из них будет предоставлять самые скромные дисконты. В зависимости от региона, успешности дилера, размер скидки может составлять 3-20%. Кроме продаж с заводского склада и через дилерские сети строительные леса реализуются через специализированные строительные супермаркеты. Но доля этого сбытового канала совсем невелика. Производители не только продают строительные леса, но и сдают их в аренду. Спрос на такого рода услуги формируют фирмы, выполняющие работы с использованием строительных лесов лишь время от времени, и строительные компании, не располагающие достаточными складскими мощностями. Допустим, у фирмы есть склад с возможностью хранения 5 тыс.кв.м строительных лесов, а ей “свалился” заказ, при работе с которым необходимо задействовать 10 тыс.кв.м. Фирма недостающие леса арендует. Александр Каштанов, директор ООО “Стройимпекс” (г.Днепропетровск), утверждает, что “зачастую строительные фирмы, взявшие леса в аренду, впоследствии их выкупают”. Сегодня стоимость “проката” 1 кв.м лесов в среднем составляет 15-20 грн. в месяц, хотя может достигать и предельных значений: 12 грн. и даже 30 грн. за 1 кв.м. ЭКСПОРТ-ИМПОРТ Экспортно-импортные операции со строительными лесами, опалубкой и комплектующими к ним проводятся под кодом 7308409000. Один из операторов, пожелавший остаться неназванным, сказал, что для ввоза-вывоза этих товаров используются и другие таможенные коды, сообщить которые он отказался. Сегодня объемы экспорта и импорта лесов и опалубки растут. В Украине пользуются популярностью строительные леса таких фирм, как Plettac, Thyssen Hunnebeck (обе — Германия), SGB (Великобритания), Porti (Италия), Baumann Mostostal (Польша). Доля импортных строительных лесов на украинском рынке оценивается в 20-50%, опалубки — в 70-90%. В Украину в основном ввозят “бэушные” конструкции и комплектующие к ним. Николай Кельберг утверждает, что “некоторые операторы стараются продавать конструкции укомплектованными, но это им не всегда удается. В итоге, комплектация получается случайная, убогая. Сегодня лучше покупать новую опалубку”. Константин Радионов, директор ООО “ТОП-Партнер Украина” (г.Луганск; продажа строительных лесов и опалубки), напротив, считает, что “спрос на восстановленные строительные леса и опалубку постоянно растет: они в 1,5, а иногда и в 2 раза дешевле новых, и по качеству им практически не уступают”. ПРОГНОЗ Специалисты уверены, что в ближайшие три-четыре года рынок строительных лесов и опалубки будет интенсивно развиваться, объем его ежегодно будет увеличиваться на 10-30%. Уже в следующем году конкуренция на рынке ужесточится. Это приведет к тому, что предприятия, изготовляющие, например, строительные леса старых конструкций, должны будут в достаточно сжатые сроки решить проблемы модернизации производства и освоения новых современных видов продукции. От этого будет зависеть, останутся они на рынке или нет.
add company