Главный списокСтройматериалы разное

Традиционно сильные позиции



О западных областях Украины говорят, что их экономика держится на малом и среднем бизнесе, обслуживающем исключительно внутренние потребности региона. Однако это не совсем так, ибо позиции львовских производителей строительных материалов довольно сильны даже во все-украинском масштабе. На рынке строительных материалов у львовских производителей традиционно сильные позиции. При этом предприятия различных типов вполне мирно сосуществуют друг с другом. Это и выкупленные частными инвесторами старые «советские» заводы, и крупные предприятия, построенные иностранными компаниями для экспансии на украинский рынок, и мелкие частные фирмы, удовлетворяющие в основном местный спрос. Первый сильный в мировом масштабе игрок появился тут в 1999 году после прихода на цементный завод под Львовом (г. Николаев) иностранного инвестора — компании Lafarge. Будем конкурировать с киевскими Поскольку в Украине, как и в мире, рынок цемента является олигополистичным, факт покупки завода во многом можно объяснить желанием французского концерна не отстать от своих основных конкурентов на мировом рынке — компаний Dikkerhof и CRH, которые уже имели заводы в Западной Украине (соответственно в Здолбунове и в Каменец-Подольском). Однако уже в первые три года завод не только начал работать на внутрирегиональный рынок, но и вышел на рынок Киева, несмотря на то, что цены на его продукцию в столице оказываются самыми низкими из-за значительной конкуренции производителей со всей Украины. Активная сбытовая и маркетинговая политика позволили предприятию в довольно короткие сроки (с 1999 по 2002 годы) увеличить количество производимого цемента почти в 1,5 раза (с 450 до 700 тыс. тонн). При этом емкость всего рынка цемента в Украине в 2003 году оценивается в 6,5 млн. тонн. Такой рост производства объясняется не только развитием частного строительства в Западной Украине, но и экспансией предприятия на киевские рынки, где сейчас продается около трети продукции завода. Сбыт в столице позволяет заводу исключить зимние простои и уменьшить сезонные колебания объемов производства, что делает киевский рынок чрезвычайно важным для него. Наращивать объемы производства инвестора «стимулируют» еще и технические особенности Николаевского завода — использование простаивающего сегодня современного «большого» оборудования позволит понизить себестоимость производства цемента. И все же самым важным для компании остается местный рынок, где продается до 2/3 ее продукции. Усовершенствование сбытовой политики и настройка на потребности местных частных застройщиков позволяют заводу удерживать лидирующие позиции на цементном рынке Львовской и Закарпатской областей. Так, модернизация фасовочной линии позволила заводу продавать около половины своей продукции в ходовых мешках по 25, 50 и 100 кг. К тому же предприятие имеет дилерскую сеть и значительную часть своей продукции реализует через популярные в западном регионе строительные оптовые магазины («гуртовий»). Интересной находкой завода является создание технико-маркетингового отдела, выполняющего функции отдела продаж и центра экспертных консультаций. Эксперт завода после ознакомления с проектом клиента предлагает ему использовать ту или иную марку цемента, что, с одной стороны, избавляет клиента от приобретения неоправданно дорогого материала, а с другой — помогает предприятию реализовывать самую ходовую продукцию). Это позволило компании удержать на рынке самый востребованный продукт (М100 и М200) и довести объем производства в 2002 году почти до 700 тыс. тонн. Несмотря на очевидные успехи, после присоединения цементного завода к группе Lafarge, Николаевский завод вынужден был отказаться от производства 6 видов продукции, которая выпускалась на заводе, помимо цемента (эти производства обеспечивали заводу до 5% дохода). Уход завода с рынков шлакоблоков и тротуарной плитки объясняется «узкоспециализированной» идеологией Lafarge и нежеланием крупного инвестора растрачивать силы на еще маленькие и незрелые рынки, где сейчас функционируют в основном мелкие, а потому чрезвычайно гибкие фирмы, успешная конкуренция с которыми оставалась у крупного предприятия под вопросом. Новые материалы и новые технологии Западноукраинские предприятия активно борются за свою долю украинского рынка и в других строительных сферах. Причем после появления в области больших (вынесенных из Польши и Германии) предприятий этот процесс только усилился. Так, одним из новых и довольно сильных игроков на рынке строительных красок и эмалей является предприятие «Снежка Украина» — дочерняя компания польской Sniezka, которая вынесла производство красок для Украины в СЭЗ «Яворів» на северо-западе Львовщины. За два года польская сторона инвестировала в его развитие около $2 млн. (сначала эти средства планировалось вложить в течение 5 лет), а недавно было заявлено об увеличении инвестиций до $4 млн. Это дало возможность Sniezka создать довольно крупное предприятие, позволяющее компании по отдельным позициям контролировать до 50% украинского рынка красок. А компания «Технодом» (входящая в львовский концерн «Свитанок») является одним из наибольших предприятий в СЭЗ «Яворів». Она производит и монтирует сборные дома и прочие архитектурные конструкции, в последние годы все успешнее конкурирующие с традиционными постройками из бетона или кирпича. Быстрые темпы и простота установки объектов на местах обеспечивают компании постоянный поток заказов, причем не только с Западной Украины (где наибольшим спросом пользуются мини-гостиницы в Карпатах и мотели), но и из других регионов страны. Значительные объемы хозяйственной деятельности позволяют предприятию держать штат сотрудников, иногда превышающий 1000 человек, а также платить своим постоянным квалифицированным рабочим (которые составляют до половины всего трудового коллектива) очень высокую по местным меркам зарплату в 800— 1000 грн. Концерн Lafarge Основан в 1833 году. Сегодня занимает лидирующие позиции на мировом рынке цемента (1-е место), кровельных материалов (1-е место), бетона и продуктов из него (2-е место) и гипса (3-е место). Объем продаж концерна в 2002 году составил 14,6 млрд. евро, продукция производилась в 75 странах, где было занято 77 тыс. человек. В 1999 году компания приобрела 99,9% акций Николаевского цементного завода (Львовская область), куда за три года инвестировала более $7 млн. После прихода инвестора количество персонала сократилось до 1000 человек (около 800 написали заявления об уходе по собственному желанию в обмен на компенсацию в $500 для развития собственного бизнеса), а средняя зарплата выросла до 670 грн. Потенциальная мощность завода составляет 3,1 млн. тонн цемента в год, предполагаемый объем производства в 2003 году — 722 тыс. тонн.
add company