Главный списокСтройматериалы разное

Структура предложения рынка сухих строительных смесей



Начало XXI века в России отмечается увеличением объемов строительства жилья и ремонтных работ. Это связано с постепенной стабилизацией экономического положения страны. В крупных городах платежеспособный спрос оказался выше предложения, что явилось мощным стимулом к активизации деятельности строительных организаций и развитию рынка строительных материалов. Так, за 2003 г. строительными организациями было введено более 36 млн м2 жилой площади, что на 7,2% больше, чем в предыдущем году. В промышленности строительных материалов объемы производства в 2003 г. выросли на 6,4%. Все эти обстоятельства служат стимулом к развитию рынка строительных материалов и отдельных его сегментов. Сухие строительные смеси — это материалы, широко используемые в строительстве. Они применяются в большинстве работ, проводимых как организациями, так и частными лицами, и число потребителей этой продукции постоянно растет. Вслед за импортной продукцией появились отечественные материалы, успешно конкурирующие с западными образцами сухих смесей. Рынок ССС постоянно развивается, представляя вниманию потребителей новые виды продукции, но потенциал его раскрыт не полностью. В марте 2003 г. агентством «SYBOL-MARKETING» ( Москва) было проведено исследование с целью описания состояния розничной торговли сухими строительными смесями (ассортимент и марки предлагаемых товаров, а также их доли и уровни дистрибуции). В выборке участвовали 100 точек розничной торговли, из них 70 рыночных и 30 магазинных. Исследование рыночной торговли проводилось на девяти строительных рынках Москвы. В общем ассортименте розничной торговли сухими смесями было выделено девять основных товарных групп. Результаты исследования показывают, что наибольшую долю в общей структуре занимает клей для плитки (27%), на втором месте находится шпатлевка (22%), на третьем - затирка для швов. Наименьшую долю составляют вяжущие материалы и гидроизоляция. В целом в розничной торговле сухими смесями присутствуют 115 марок, из них 26 импортных и 89 отечественных. Среди российских марок около половины — московские производители. В табл. 1 приведена информация о соотношении иностранных, московских и региональных марок ССС по уровню дистрибуции в розничной торговле. Максимально представлены отечественные марки в товарной группе «Вяжущие материалы», минимально—в группе «Затирка для швов». Московские марки наиболее представлены среди вяжущих материалов, наименее — в гидроизоляции. Что касается региональных производителей, их продукция имеет максимальный уровень дистрибуции в группе «Готовая шпатлевка», минимальный — в группе «Наливной пол». Таблица 1 Товарные группы ССС Иностранные марки Российские марки московские региональные Вяжущие материалы 0% 71% 29% Гидроизоляция 42% 21% 37% Готовая шпатлевка 17% 40% 43% Грунтовка 26% 36% 38% Затирка для швов 44% 44% 12% Клей для плитки 32% 60% 9% Наливной пол 29% 65% 6% Шпатлевка 33% 51% 16% Штукатурка 26% 52% 22% Итого 23% 39% 38% Ведущие позиции по уровню дистрибуции практически во всех товарных группах ССС занимают такие марки, как Atlas (82% в общей розничной торговле), Старатели (77%) Vetonit (76%), Юнис (74%), Knauf (72%). Высокий уровень представленности марки в общей розничной сети предполагает высокий уровень ее дистрибуции на рынках, а в большинстве случаев и в магазинах. Также было установлено, что практически во всех товарных группах уровни дистрибуции ССС на рынках выше, чем в магазинах. Марки-аутсайдеры, как правило, представлены в торговых точках только одного типа — в магазинах или на рынках. В различных товарных группах уровни дистрибуции отдельных марок оказались неодинаковыми Например, марка Atlas, занимающая первое место в розничной торговле в целом, оказалась лидером далеко не во всех товарных группах. Ее доминирующая позиция обусловлена высоким уровнем дистрибуции в крупных товарных группах, таких как «Затирка для швов» и «Клей для плитки». Товарные группы различаются между собой по числу представленных в них марок. В большинстве товарных групп лидера легко выделить по очевидному превосходству над остальными марками. Больше всего марок ССС представлено в группах «Клей для плитки» и «Шпатлевка» (47 и 45). Напомним, что эти товарные группы имеют наибольший удельный вес в структуре розничной торговли. Вяжущие материалы, которые встречаются в продаже реже всего, представлены наименьшим количеством марок, что говорит о сравнительно низком уровне конкуренции. Интересно, что в такой небольшой товарной .группе, как готовая шпатлевка, присутствует 35 марок, то есть конкуренция здесь очень высока. Уровни дистрибуции каждой марки, за исключением некоторых случаев, сильно различаются в магазинах и на рынках. В целом в магазинах было зафиксировано 80 марок ССС, в рыночной - 65. Другой тип структуры рынка, выявленный в ходе исследования, — это доли продукции различных марок в общем числе наименований сухих смесей, зафиксированных в точках розничной торговли (табл. 2). За 100% принято количество всех наименований товаров, всех производителей и во всех товарных группах. Таблица 2 Товарные группы ССС Лидирующие марки Общее число марок в розничной торговле 1-е место 2-е место 3-е место Вяжущие материалы Контакт НЦ (9%) Старатели (6%) Тектор, Unis, Трим (2%) 14 Гидроизоляция Глимс (44%) Победит (23%) Ceresit, Knauf, Сторомикс (3%) 24 Готовая шпатлевка Старатели (33%) Быт-Сервис (9%) Акрон, Мастер (7%) 35 Грунтовка Старатели (30%) Глимс (18%) Knauf (13%) 39 Затирка для швов Atlas (40%) Vetonit (20%) Глимс (17%) 25 Клей для плитки Юнис (72%) Atlas (69%) Старатели (52%) 47 Наливной пол Глимс (48%) Vetonit (41%) Старатели (36%) 17 Шпатлевка Vetonit (62%) Старатели (55%) Глимс (48%) 45 Штукатурка Knauf (62%) Старатели (41%) Vetonit (35%) 23 Доли марок в разных товарных группах различаются между собой. Неодинакова и структура лидерства для каждой товарной группы (табл. 3). Так, например, марка Старатели занимает максимальную долю по грунтовке и готовой шпатлевке, Глимс — по гидроизоляции и составам для устройства самовыравнивающихся покрытий пола, Vetonit — по шпатлевке. Таблица 3 Товарная группа ССС Лидирующие марки 1-е место 2-е место 3-е место Вяжущие материалы Контакт НЦ (24%) Старатели (16%) Трим (16%) Гидроизоляция Глимс (40%) Победит (18%) Сторомикс (8%) Готовая шпатлевка Старатели (40%) Быт-Сервис (9%) Акрон (5%) Грунтовка Старатели (22%) Глимс (11%) Оптимист (7%) Затирка для швов Sopro (32%) Mapei(21%) Atlas (19%) Клей для плитки Юнис (22%) Atlas (13%) Старатели (11%) Наливной пол Глимс (26%) Vetonit (23%) Победит (17%) Шпатлевка Vetonit (25%) Глимс, Старатели (18%) Pufas (9%) Штукатурка Knauf (23%) Старатели (15%) Глимс (13%) Соотношение импортных и отечественных марок сухих смесей оказалось одинаковым для магазинной и рыночной торговли. Около 44% продукции принадлежит зарубежным производителям, 56% — российским компаниям. Мониторинг розничной торговли дает богатую информацию о состоянии розничной торговли сухими смесями в Москве, позволяет отслеживать динамику рынка и оценивать перспективу развития данного направления.
add company